Каменная карта звездного неба — проект по астрономии
С этим исследовательским проектом по археоастрономии Катя в этом году участвовала в Крымском Республиканском конкурсе научно-исследовательских работ fff5ff;Шаг в наукуffe4f9; от Детской обсерватории, при которой она вот уже 7 лет ходит в кружок астрономии (подробный рассказ об этих занятиях ТУТ)
И за защиту этого проекта она получила звание кандидата в действительные члены МАН (Малой академии наук Крыма). Звучит круто, согласитесь:)
Да и сам проект получился крутой, нам с мужем было очень интересно помогать Кате его делать. Ведь смысл его заключался не в каких-то специфических астрономических вещах и расчетах, а в том, что понятно каждому: история и представления древних людей о мироздании.
Но, конечно, это могло быть всем чем угодно — мы не знаем целей древних людей, нарисовавших их. Может, это карта с городами и поселками? А может, это схема расположения каких-то культовых священных мест в этом районе? Может, это, вообще, поле какой-то древней игры, правила которой просто до нас не дошли? На сайте Геокешинга (игры с геопозиционированием и поиском кладов, в которую мы всей семьей играем) по этому месту даже тайник отдельный сделан. Он так и называется fff5ff;Мегалитический бильярдfff5ff;:)
Надо представить изображения в цифровом виде и наложить его на реальную астрономическую карту. Да еще поправки сделать, учитывающие смещение звезд со временем. Благо, современные компьютерные программы это позволяют. Хотя смещение на таком небольшом с точки зрения астрономии промежутке времени почти незаметно. С момента создания петроглифов прошло fff5ff;всегоffe4f9; 4-5 тыс. лет. Такая датировка была предложена историком А.Щепинским, который первым исследовал этот объект в 1977 г. и предположил его возраст III-II тыс. лет до н.э. (эпоха энеолита или ранней бронзы).
А потом Катя рисунок с пленки перефотографировала по частям, чтобы избежать искажений, fff5ff;сшилаffe4f9; в редакторе и обработала в компьютере. Все это делала сама!
В результате после отсеивания заведомо ложных вариантов, у Кати осталось 3 равноценных гипотезы. У каждой свои плюсы и свои минусы. И свои объяснения, зачем древние люди изобразили тот или иной вариант.
А по третьей гипотезе кусок с центральной лункой вообще не берется в расчет, зато на оставшейся части конфигурация fff5ff;звездffe4f9; очень напоминает созвездие Лебедь! Просто поразительно!
То есть вывод исследования такой: изображение на скале вполне МОЖЕТ являться звездной картой.
И есть даже три гипотезы соответствия. Чтобы выбрать из них наиболее верную, требуется продолжить исследования. И, в первую очередь, нужно получить более точную информацию у археологов о времени создания петроглифов и культурах, населявших эту местность в соответствующую эпоху.
За эту работу Катя получила диплом IIстепени на республиканском этапе конкурса fff5ff;Шаг в наукуffe4f9;, и звание кандидата в действительные члены Малой академии наук Крыма.
- Другие исследовательские проекты, которые делали мои дети для конкурсов Малой академии наук тут:
Витя: fff5ff;Исследование астероидовffe4f9; (8 класс), fff5ff;Сила водыffe4f9; (7 класс), fff5ff;Исследование конструктивных особенностей и технических характеристик космических кораблей и ракет-носителейffe4f9; (6 класс), fff5ff;Вкусовая карта языкаffe4f9; (4 класс)
Катя: fff5ff;Изучение дождевого червяffe4f9; (1 класс), fff5ff;Интеллект хомякаffe4f9; (2 класс), fff5ff;Реконструкция моря мелового периодаffe4f9; (3 класс), fff5ff;Караларский природный паркffe4f9; (4 класс), fff5ff;ГЛОНАССffe4f9; (4 класс), fff5ff;Наблюдение метеорного потока Геминидыffe4f9; (4 класс), fff5ff;Каменная карта звездного небаffe4f9; (8 класс)
- А вот тут можно посмотреть Катины школьные работы:
Проект fff5ff;Страны мираffe4f9;: Лэпбук про Австралию, Проект fff5ff;Города Россииffe4f9;: Краснодар, Самодельная книжка для доклада про бабочку, Проект fff5ff;Красная книга. Возьмем под защитуfff5ff;, Урок геологии, Созвездие Ориона, Презентация fff5ff;Геокешингfff5ff;, Проект fff5ff;Родной городfff5ff;, проект fff5ff;Мой домашний питомецffe4f9; — презентация о хомяке, Космическая коробочка, Можно ли есть снег — опыты по мотивам урока, fff5ff;Профессия — художникffe4f9;, Презентация fff5ff;Как зимуют птицыffe4f9; на урок fff5ff;Окружающего мираffe4f9;, 1 класс, Презентация о зоопарке на урок fff5ff;Окружающего мираffe4f9; 1 класс, Проект fff5ff;Моя семьяffe4f9; 1 класс, Проект fff5ff;Математика вокруг насffe4f9;, Коллекция горных пород.
- Другие материалы блога о космосе и астрономии можно найти по тегу fff5ff;АСТРОНОМИЯffe4f9; и в посте fff5ff;БОЛЬШОЙ КОСМИЧЕСКИЙ ОБЗОРfff5ff;
