Каменная карта звездного неба – проект по астрономии
С этим исследовательским проектом по археоастрономии Катя в этом году участвовала в Крымском Республиканском конкурсе научно-исследовательских работ “Шаг в науку” от Детской обсерватории, при которой она вот уже 7 лет ходит в кружок астрономии (подробный рассказ об этих занятиях ТУТ)
И за защиту этого проекта она получила звание кандидата в действительные члены МАН (Малой академии наук Крыма). Звучит круто, согласитесь:)
Да и сам проект получился крутой, нам с мужем было очень интересно помогать Кате его делать. Ведь смысл его заключался не в каких-то специфических астрономических вещах и расчетах, а в том, что понятно каждому: история и представления древних людей о мироздании.
Но, конечно, это могло быть всем чем угодно – мы не знаем целей древних людей, нарисовавших их. Может, это карта с городами и поселками? А может, это схема расположения каких-то культовых священных мест в этом районе? Может, это, вообще, поле какой-то древней игры, правила которой просто до нас не дошли? На сайте Геокешинга (игры с геопозиционированием и поиском кладов, в которую мы всей семьей играем) по этому месту даже тайник отдельный сделан. Он так и называется “Мегалитический бильярд“:)
Надо представить изображения в цифровом виде и наложить его на реальную астрономическую карту. Да еще поправки сделать, учитывающие смещение звезд со временем. Благо, современные компьютерные программы это позволяют. Хотя смещение на таком небольшом с точки зрения астрономии промежутке времени почти незаметно. С момента создания петроглифов прошло “всего” 4-5 тыс. лет. Такая датировка была предложена историком А.Щепинским, который первым исследовал этот объект в 1977 г. и предположил его возраст III-II тыс. лет до н.э. (эпоха энеолита или ранней бронзы).
А потом Катя рисунок с пленки перефотографировала по частям, чтобы избежать искажений, “сшила” в редакторе и обработала в компьютере. Все это делала сама!
В результате после отсеивания заведомо ложных вариантов, у Кати осталось 3 равноценных гипотезы. У каждой свои плюсы и свои минусы. И свои объяснения, зачем древние люди изобразили тот или иной вариант.
А по третьей гипотезе кусок с центральной лункой вообще не берется в расчет, зато на оставшейся части конфигурация “звезд” очень напоминает созвездие Лебедь! Просто поразительно!
То есть вывод исследования такой: изображение на скале вполне МОЖЕТ являться звездной картой.
И есть даже три гипотезы соответствия. Чтобы выбрать из них наиболее верную, требуется продолжить исследования. И, в первую очередь, нужно получить более точную информацию у археологов о времени создания петроглифов и культурах, населявших эту местность в соответствующую эпоху.
За эту работу Катя получила диплом IIстепени на республиканском этапе конкурса “Шаг в науку”, и звание кандидата в действительные члены Малой академии наук Крыма.
- Другие исследовательские проекты, которые делали мои дети для конкурсов Малой академии наук тут:
Витя: “Исследование астероидов” (8 класс), “Сила воды” (7 класс), “Исследование конструктивных особенностей и технических характеристик космических кораблей и ракет-носителей” (6 класс), “Вкусовая карта языка” (4 класс)
Катя: “Изучение дождевого червя” (1 класс), “Интеллект хомяка” (2 класс), “Реконструкция моря мелового периода” (3 класс), “Караларский природный парк” (4 класс), “ГЛОНАСС” (4 класс), “Наблюдение метеорного потока Геминиды” (4 класс), “Каменная карта звездного неба” (8 класс)
- А вот тут можно посмотреть Катины школьные работы:
Проект “Страны мира”: Лэпбук про Австралию, Проект “Города России”: Краснодар, Самодельная книжка для доклада про бабочку, Проект “Красная книга. Возьмем под защиту“, Урок геологии, Созвездие Ориона, Презентация “Геокешинг“, Проект “Родной город“, проект “Мой домашний питомец” – презентация о хомяке, Космическая коробочка, Можно ли есть снег – опыты по мотивам урока, “Профессия – художник”, Презентация “Как зимуют птицы” на урок “Окружающего мира”, 1 класс, Презентация о зоопарке на урок “Окружающего мира” 1 класс, Проект “Моя семья” 1 класс, Проект “Математика вокруг нас”, Коллекция горных пород.
- Другие материалы блога о космосе и астрономии можно найти по тегу “АСТРОНОМИЯ” и в посте “БОЛЬШОЙ КОСМИЧЕСКИЙ ОБЗОР“