4 класс | астрономия | для детей | занятия с детьми | исследовательский проект | космос | кружки | поделки | своими руками
Как мы с Катей делали спутник ГЛОНАСС для проекта по астрономии
В октябре в нашей Симферопольской детской астрономической обсерватории прошла конференция, посвященная годовщине полета первого спутника. И всех кружковцев обожаемого Катей Катей кружка “Путь в астрономию”, которым руководит Зудилина Людмила Кирилловна, тоже пригласили участвовать.
Катя и сама не против, кроме того, я с детства учу ее быть активной, участвовать и записываться во все: “за любой кипишь, кроме голодовки”:)
Тему выбрали быстро – нам всем интересна не столько история космонавтики, сколько современное ее состояние и даже будущее. Поэтому мы сразу подумали о ГЛОНАСС – российской спутниковой сети, которая сейчас активно развивается. Что тут надо делать и о чем говорить сразу понятно: о самой сети, о технической составляющей (сколько чего, характеристики аппаратов и т.п.), о том, зачем она нужна, об истории развития, о ее отличии от аналогичной сети GPS.
А дальше уже дело за малым – почитать про ГЛОНАСС в интернете, собрать все факты в презентацию, хорошо его отрепетировать (Катя наизусть доклады не учит, но готовит дома так, чтобы можно было рассказывать без бумажки). И сделать какую-нибудь наглядную “фишку”, чтобы было что показывать на выступлении.
Самодельный макет спутника ГЛОНАСС |
Конечно же, мы с мужем помогали Кате готовится к конференции, поэтому это получился семейный проект. Но в таких случаях я всегда уделяю особое внимание тому, чтобы во-первых, тема была посильна для понимания, а, главное, интересна и нужна самой Кате. Иначе все это изначально не имеет смысла – не нужен же нам очередной диплом или грамота! Во-вторых, я стремлюсь, чтобы на всех этапах работы Катя принимала максимальное участие. Ведь это не родители делают проект, а дочка. Родители только помогают! С нацеливанием на то, что еще несколько таких работ под нашим руководством, и можно будет отпустить Катю “в свободное плавание”. По крайней мере, многие сообщения на школьные уроки она уже готовит сама, а ведь еще год назад я и представить себе не могла, что дочка будет обходиться в этом деле без меня:)
Итак, сначала мы вместе с Катей подготовили сообщение. И проиллюстрировали его презентацией. Спасибо сайту Информационно-аналитического центра ГЛОНАСС – там мы нашли отлично структурированную информацию, которая прекрасно легла в основу презентации. Сообщение на конференции должно было быть коротким, минут на 5-7, поэтому и в презентации всего 9 слайдов: самое нужное о ГЛОНАСС. Без особых технических подробностей, которые были бы скучны детям. Дети на астрономии у нас, конечно, все умненькие и продвинутые, но все же им по 8-12 лет, поэтому сильно “загружать” их не стоит:)
Презентацию вы можете скачать и посмотреть на яндекс.диске вот по этой прямой ссылке //yadi.sk/i/qGQw1hnU3PLm95 – я выложила ее в свободный доступ. Только лучше сначала сохранить ее к себе на компьютер, а то в просмотрщике тексты и картинки могут “разбегаться”.
И эту же презентацию я добавила на страницу “ПРЕЗЕНТАЦИИ” моего блога – надеюсь, вы уже бывали на ней. Там у меня собраны уже более 200 компьютерных презентаций, которые я делала для своих детей, и с детьми, и дети сами на самые разные темы и возраста: от 0 до 12 лет. Я презентации постоянно добавляю, так что заглядывайте:)
Слайды из компьютерной презентации о системе ГЛОНАСС |
Ну а когда само сообщение было готово, пришла очередь его визуализации. Этот этап, конечно, был для Кати самым увлекательным: мы всей семьей подумали и решили сделать своими руками макет одного из спутников системы ГЛОНАСС.
Тут уж с Катей занимался папа – это его вклад в воспитание детей мастерить с ними всякие разные штуки:)
Вот тут я писала о том, что в разные годы делал Антон с детьми и для детей: Звездоскоп, Кормушка с видеотрансляцией, Робот красит яйца, Микроскоп из мобилки, Макет космического аппарата “OSIRIS-REx“, Проволочные головоломки, Автоукачивалка на детскую кроватку, робот из ненужных деталек и Робот-компьютерная мышка, Робот-паук, Модель электрического мотора, Радистский (телеграфный) ключ, Водяная ракета, Паровая турбина, Светофор, Перископ.
А вот в этот раз – спутник ГЛОНАСС:)
Макет спутника ГЛОНАСС |
Трудно поверить, но все это сделано из картона – одной картонной коробочки, оклеенной золотой фольгой (как реальный спутник), и картонных же “солнечных панелей”, надетых на толстую алюминиевую проволоку.
Катя изо всех сил помогала при сооружении макета. Например, солнечные батареи – это полностью ее работа. Надо было наклеивать с обоих сторон синюю цветную бумагу и расчерчивать ее белым карандашом на квадратики строго по линейке. Целых 8 штук для одной и второй стороны! Не у каждого взрослого хватило бы терпения:)
Процесс работы над спутником:) |
Вот все элементы готовы – остается только их собрать в единый агрегат. Для правдоподобности пришлось постоянно сверяться с изображением реального спутника и стараться максимально повторить все детали.
Спутник в еще не собранном виде выглядит как просто картонная коробка и четыре картонных прямоугольника. |
То, что картон был гофрированным, очень пригодилось при сборке конструкции – солнечные панели на проволоку крепились очень легко: методом продевания проволоки в отверстия картонок.
Крупный план: солнечные батареи |
Проволоку проткнули через коробку-корпус спутника насквозь, а чтобы не ездила – закрепили термоклеем.
Крупный план: место крепления батарей к корпусу |
А в конце самое интересное – сделать антенны и прочее оборудование спутнику.
В ход пошли корпусы от шариковых ручек, винтики, которые Катя собственноручно красила белым акрилом, и даже, как видите, мерный стаканчик от какого-то лекарства пригодился:)
Крупный план: “оборудование” спутника |
Обладательница спутника счастлива ? Еще бы, он почти как настоящий, вот-вот полетит:)
Спутник системы ГЛОНАСС готов! |
А на следующий день была конференция в обсерватории. Детей было много и много макетов. Но наш самый классный – это Катя так заявила:)
Всех разбили на группы по 20 человек. И несмотря на то, что Катя выступала с докладом последней двадцатой, рассказала она все как надо – выступать перед залом она любит и умеет. Правда, волнуется перед этим сильно, хотя уже должна была привыкнуть, за три-то с лишним года своей активной школьной жизни:)
Всех разбили на группы по 20 человек. И несмотря на то, что Катя выступала с докладом последней двадцатой, рассказала она все как надо – выступать перед залом она любит и умеет. Правда, волнуется перед этим сильно, хотя уже должна была привыкнуть, за три-то с лишним года своей активной школьной жизни:)
А я вспоминаю, как маленькая Катя всегда крутилась рядом и завидовала старшему брату Вите, когда он точно так же готовил исследовательские проекты в МАН. Как она любила слушать репетиции его докладов! )))
Особенно астрономических – он делал два таких в разные годы: Доклад о космических кораблях 6 класс, доклад “Миссия к астероиду Бенну” 8 класс.
И вот теперь ее мечта сбылась – она сама выступает перед залом со своим собственным докладом и своим собственным спутником:)
Участники конференции по астрономии (фото с сайта МАН “Искатель”) |
Другие наши самодельные космические корабли можно посмотреть тут:
- “Вояджер”,
- “Восток” и “Шаттл”,
- “Космические корабли из Стар Трека”,
- Космическая станция,
- ОСИРИС-РЕКС
Другие исследовательские проекты, которые готовила Катя в разные годы, можно найти тут:
“Изучение дождевого червя” (1 класс), “Интеллект хомяка” (2 класс), “Реконструкция моря мелового периода” (3 класс), “Караларский природный парк” (4 класс), “Наблюдение метеорного потока Геминиды” (4 класс), “Каменная карта звездного неба” (8 класс)
“Изучение дождевого червя” (1 класс), “Интеллект хомяка” (2 класс), “Реконструкция моря мелового периода” (3 класс), “Караларский природный парк” (4 класс), “Наблюдение метеорного потока Геминиды” (4 класс), “Каменная карта звездного неба” (8 класс)