Проект “Красная книга. Возьмем под защиту” 2 класс
Покажу, как мы делали очередной школьный проект на урок “Окружающего мира”. На этот раз темой была охрана животных. В нем требовалось рассказать о “Красной книге” – что это такое, зачем, описать ее структуру. И по желанию подготовить какой-нибудь рассказ о любом животном с ее страниц.
Поэтому мы разделили наш проект на 2 части.
В первой рассказали вообще что такое “Красная книга” и что такое “Цветные страницы” в ней. И сделали наглядное пособие по ним – цвета и что они означают.
А потом склеили лэпбук “Возьмем под защиту” про охраняемое животное.
Его шаблоны можно скачать у меня и заполнить про ваше произвольное животное – у вас получиться свой собственный проект:)
Мы с Катей выбрали дельфина – черноморскую афалину. И, знаете, мне самой было интересно делать с Катей этот проект – кажется, что дельфин не такой уж редкий или экзотический зверь, а столько нового мы про него узнали!
Страницы проекта для урока “Окружающий мир” 2 класс |
Но начали мы подготовку к проекту не с дельфина, а со страниц “Красной книги”. Кате поручили рассказать, что означает их цвет. Оказывается (я и сама не знала), для удобства структурирования страницы этого документа носят символические названия цветов: “черные страницы”, “красные страницы” и т.д. И по цвету страниц, на которых расположен зверь, можно сразу представить себе, насколько благополучным является его вид.
Для того, чтобы легче было рассказывать о цвете страниц, мы с Катей распечатали информацию и приклеили ее на листы именно того цвета, о которых будет говориться.
Что значат цветные страницы Красной книги |
А дальше, чтобы выбрать животное для рассказа, мы с Катей залезли в интернет поискать “Красную книгу Крыма”.
Хотелось рассказывать не о зверях вообще, а о тех, которых мы имеем возможность беречь или защищать. Ведь амурских тигров, конечно, жалко, но они слишком далеки от нашей сферы интересов. А вот не пугать и не давить жужелицу крымскую – это реальная помощь и забота о природе, которую может проявить ребенок. Но, к нашему изумлению оказалось, что своя “Красная книга” есть у кого угодно, кроме Крыма!
Хотелось рассказывать не о зверях вообще, а о тех, которых мы имеем возможность беречь или защищать. Ведь амурских тигров, конечно, жалко, но они слишком далеки от нашей сферы интересов. А вот не пугать и не давить жужелицу крымскую – это реальная помощь и забота о природе, которую может проявить ребенок. Но, к нашему изумлению оказалось, что своя “Красная книга” есть у кого угодно, кроме Крыма!
Оказывается, несмотря на то, что биоразнообразие Крыма огромно, и здесь проживают не только редкие европейские животные, но и эндемики, официальной “Красной книги Крыма” со времен СССР и не было. Сейчас, после вхождения полуострова в состав России, работы по ее созданию только начались – и это здорово! Даже в голове не укладывается, как можно так безалаберно относиться к природе, чтобы хотя бы просто списки угрожаемых животных и растений не составить! Но пока эти списки ученые только составляют, нам о животных Крыма пришлось искать информацию в неофициальных источниках.
Хотелось чего-то такого простого и вместе с тем, интересного. И первое, что пришло в голову – дельфины! Уж о них-то и факты легко искать, и в то же время это достаточно редкие животные, которых в дикой природе встретишь нечасто. Например, я за это лето только один раз видела дельфинов в Сатере (это местечко на берегу моря рядом с Алуштой). Но хоть встретишь, в отличии от бурозубки или большого кожана ?
Так что мы остановились на дельфине. У нас в Черном море водятся несколько видов дельфинов: афалина, белобочка и азовка. И все они редкие. Но чаще всего встречается афалина. И в дельфинариумах обычно выступают представители этого вида, так что Кате они знакомы. Поэтому и стали писать про черноморскую афалину.
А чтобы было интереснее, я придумала для оформления доклада сделать лэпбук, в который Катя и записывала найденную информацию о жизни и повадках афалин (что такое лэпбуки и как их делать можно посмотреть и скачать у меня в блоге на странице “Лэпбуки“) .
Доклад об охраняемом животном в виде лэпбука |
Этот лэпбук я недавно показывала и рассказывала о том, что в него входит подробно вот тут: “Лэпбук о животном“. И там же любой желающий может получить себе шаблоны этого лэпбука для распечатки, чтобы сделать свой проект про свое животное.
Я специально спроектировала папку так, чтобы это была универсальная основа для любых проектах о животных. Потому что, чует мое сердце, мы всю начальную школу будем изучать то одного зверя, то другого. Мы уже делали доклад о кошках, о сирийских хомячках, вот теперь настала очередь редких животных… Так что, думаю, этот лэпбук мы будем использовать еще не раз:)
Я специально спроектировала папку так, чтобы это была универсальная основа для любых проектах о животных. Потому что, чует мое сердце, мы всю начальную школу будем изучать то одного зверя, то другого. Мы уже делали доклад о кошках, о сирийских хомячках, вот теперь настала очередь редких животных… Так что, думаю, этот лэпбук мы будем использовать еще не раз:)
А пока мы оформили в нем проект “Возьмем под защиту” о дельфине афалина.
Лэпбук про афалину |
Лэпбук про афалину |
Пока изучали, узнали множество интересного.
- Например, знаете ли вы, что у каждого дельфина есть свое имя, которое сородичи дают ему при рождении?
- А про то, что дельфины слышат звуки не ушами (которых у них совсем нет), а нижней челюстью?
- А вот еще интересно, что из-за того, что дельфинам надо всплывать и вдыхать воздух даже во сне, они никогда не спят в нашем понимании – у них полушария головного мозга отдыхают поочередно.
Таких любопытных фактов о дельфинах у нас в лэпбуке поместилось 12 штук! Можно было бы и больше, да только у Кати рука устала писать ?
Деталь лэпбука |
И, конечно же, по теме нашего проекта я предусмотрела в лэпбуке специальный элемент, куда Катя записала все, что относится к охране афалин.
Оказывается, в общем по земному шару остальные подвиды афалин (это обыкновенная афалина, индийская афалина и дальневосточная афалина) достаточно хорошо себя чувствуют и являются самыми многочисленными дельфинами Мирового океана. В одном только Мексиканском заливе их насчитывают не менее 67 тыс. штук!
А вот в Черном море афалин всего 7 тысяч. Хотя в последнее время ученые стали наблюдать даже прирост дельфинов в некоторых его частях. Мы очень надеемся, что наши дельфинчики выживут и будут благополучно жить в мире с остальными обитателями моря. Ведь врагов, кроме человека, у них тут нет.
К счастью, в 1983 году все страны подписали договор о запрете на вылов дельфинов (в СССР такой закон был принят еще в 1966 году, но турецкие рыбаки продолжали на них охотиться). Теперь дельфинам мешают только техногенные факторы: загрязнение окружающей среды и шум от судов и приборов, который не дает им ориентироваться под водой. Ну и курортники, которые добрались уже до самых отдаленных уголков побережья, тревожат их, хотя дельфины достаточно спокойно и дружелюбно относятся к присутствию человека поблизости.
Оказывается, в общем по земному шару остальные подвиды афалин (это обыкновенная афалина, индийская афалина и дальневосточная афалина) достаточно хорошо себя чувствуют и являются самыми многочисленными дельфинами Мирового океана. В одном только Мексиканском заливе их насчитывают не менее 67 тыс. штук!
А вот в Черном море афалин всего 7 тысяч. Хотя в последнее время ученые стали наблюдать даже прирост дельфинов в некоторых его частях. Мы очень надеемся, что наши дельфинчики выживут и будут благополучно жить в мире с остальными обитателями моря. Ведь врагов, кроме человека, у них тут нет.
К счастью, в 1983 году все страны подписали договор о запрете на вылов дельфинов (в СССР такой закон был принят еще в 1966 году, но турецкие рыбаки продолжали на них охотиться). Теперь дельфинам мешают только техногенные факторы: загрязнение окружающей среды и шум от судов и приборов, который не дает им ориентироваться под водой. Ну и курортники, которые добрались уже до самых отдаленных уголков побережья, тревожат их, хотя дельфины достаточно спокойно и дружелюбно относятся к присутствию человека поблизости.
Фрагменты лэпбука, относящиеся к охране афалин |
Вот все это и рассказала и показала Катя в школе на защите проекта ? Детям было интересно, они слушали, задавали вопросы, потом на переменке вместе с Катей смотрели остальные разделы лэпбука.
Для меня это было главное – заинтересовать!
Для меня это было главное – заинтересовать!
Что еще можно сделать с детьми для изучения экологии, заботе о природе и сохранения нашей планеты?
- Можно, например, участвовать в работе Фонда охраны дикой природы – я рассказывала здесь, как Катя заботилась о снежных барсах.
- А можно просто изучить какого-нибудь зверя – не важно, вымирающий он или нет, ведь они все нуждаются в нашем внимании и заботе. Вам поможет в этом лэпбук “Все о животном”
- Можно рассказать детям про экологию, что это такое, как все в мире взаимосвязано, и как мы можем влиять на окружающую среду. Для этого прекрасно подойдет мой авторский лэпбук “Экология”, который можно использовать с детьми уже 4-5 лет. Шаблоны для распечатки вот здесь: /2014/07/lapbook-ecology.html
- Можно сажать растения. Конечно же, вместе с лэпбуком! В лэпбуке “Мой сад” есть дневничок растения, календарь роста, жизненный цикл растений, создается его паспорт и много всего интересного:)
- Можно помогать волонтерам – кто это такие и что они делают рассказывается в нашей компьютерной презентации для детей. Скачать ее можно тут: “Волонтер – это…”
- Можно провести с детьми занятия и опыты о природе и нашей планете – вот тут в статье я даю 20 идей ко Дню Земли.
- Можно узнать про пластиковые пакеты и поставить эксперимент, что с ними происходит после того, как их выбросили. Вот тут я привожу опыт с пакетами
- Можно сделать контейнер для сбора батареек и поставить его дома, во дворе в садике или в школе. Вот тут у меня мастер класс такого контейнера для сбора батареек
- А можно просто делать поделки и заниматься творчеством, используя вторично ненужную упаковку. Посмотреть идеи таких поделок у меня в блоге можно по тегу “из бросового материала”.
А вот здесь вы можете посмотреть, как Катя готовила другие проекты для начальной школы:
- Лэпбук “Русская печь” – проект на тему “Русская изба” 4 класс
- Наглядное пособие “Серая куропатка”
- Проект “Школа кулинаров”
- Математический детектив
- Лэпбук “Рассказ о слове”
- Проект “Страны мира”: лэпбук про Австралию
- Проект “Города России”: лэпбук про Краснодар
- Самодельная книжка для доклада про бабочку
- Исследовательский проект “Есть ли интеллект у хомяка?“
- Урок геологии в 1 классе
- Созвездие Ориона – рассказ на урок “Окружающий мир” 2 класс
- Презентация “Геокешинг” – классный час, посвященный здоровому образу жизни
- Проект “Родной город“
- Проект “Мой домашний питомец“
- Коллаж “Моя семья в годы войны”
- Космическая коробочка – окружающий мир 1 класс
- Исследовательский проект “Изучение дождевого червя в домашних условиях” – 1 класс
- Можно ли есть снег – опыты по мотивам урока “Окружающий мир”
- “Профессия – художник”
- Проект “Математика вокруг нас”
- Коллекция горных пород