Исследовательский проект “Реконструкция моря мелового периода”
Помните, на днях я показывала нашу коллекцию окаменелостей, которую мы собрали на Белой скале? Именно эта коллекция легла в основу исследовательского проекта, который Катя готовила для республиканского конкурса “Первооткрыватель”, проводившегося на базе “Эколого-биологического центра” (руководителем была Иванова Любовь Георгиевна с катиного кружка краеведения при музее Тавриды) Конечно же, я ей помогала с теоретической частью и с оформлением работы – там достаточно жесткие правила, которые ученик 3 класса пока не осилит. У меня даже целая статья есть как готовить доклад и исследовательский проект “Как писать и оформлять реферат, доклад и прочие самостоятельные работы учащихся“
Когда надо было определяться с темой работы (еще в ноябре), мы как раз во время очередного похода на Белую скалу нашли ископаемого морского ежа. И всей семьей были под впечатлением от этой находки:) Очень хотелось узнать, а кто еще жил в то время, чьи окаменелости здесь еще можно встретить? Что за океан был на этом месте, где сейчас горы? Можно ли узнать что-то про него через 100 миллионов лет?
И на волне этого интереса я подсказала Кате, что для проекта как раз можно сделать палеоэкологическую реконструкцию этой местности и вполне научно узнать, какие организмы здесь обитали и какие условия среды были. Но это только звучит важно “палеоэкологическая реконструкция”:) На самом деле все под силу третьеклашке.
Катя ищет окаменелости |
Исследование заключалось в следующем: на первом этапе надо было собрать все возможные окаменелости. Это самая веселая часть проекта. Мы специально еще раз ездили к скале, благо, погода еще позволяла, и искали там все, что хоть как-то похоже на окаменелые останки живых существ. Многие из них я могла определить сама, другие были для мня загадкой.
Поэтому здесь начался второй этап – идентификация и датирование найденных образцов. Сначала мы попробовали найти информацию в интернете. И даже приблизительно определили наши находки. Но уверенности не было. Если бы мы не готовили работу к конкурсу, то так бы и удовлетворились своими дилетантскими определениями:) Но станет стыдно, если в научном проекте будут фактические ошибки. Поэтому без специалиста нам было не обойтись. И мы с Катей обратились в кружок краеведения при Центральном музее Тавриды, куда Катя ходит на занятия (если вы следите за мной в Инстаграме (мой профиль @mupsahufa.ru), то я иногда там выкладываю то, чем занимаются дети на этом кружке).
Спасибо Ивановой Любовь Георгиевне – она приняла самое активное участие в Катиной работе, взяла на себя руководство проектом и передала наши находки специалисту палеонтологу. Через некоторое время мы получили экспертное заключение. Оказалось, что разброс по времени наших окаменелостей очень велик – в то время, когда одни животные жили, другие уже давно вымерли. Поэтому из 13 разных видов ископаемых существ, которые мы нашли (все они оказались морские, что подтвердило наши предположения о том, что Крым в то время был дном древнего океана Тетис), для проекта мы взяли только 4, жившие в меловом периоде: губка, белемнит (вымерший головоногий моллюск), морской еж и устрица. Так мы сузили временной интервал, реконструкцию которого надо было делать. На схеме я показала, какие слои осадков присутствуют в Белой скале. Мы взяли экспонаты из маастрихтского и кампанского ярусов. И то это очень много – 66-100 млн. лет назад.
Ну а географически было сразу ясно, что изучаем мы ту местность, на которой потом возникла Белая скала.
Геохронология Белой скалы |
Третий этап был как раз в том, чтобы побольше узнать о каждом из этих существ и условиях их существования: какую температуру предпочитали, чем питались, в какой солености воды могли жить и т.д. и т.п. То есть все, что может нам подсказать, какое же море тогда здесь было.
Тут Кате как раз понадобилась моя помощь – сколько научных текстов, рефератов и монографий пришлось перерыть! Потому что вопрос наш, мягко говоря, не из самых популярных в интернете. А для детей по нему так и подавно ничего серьезного не найти, только пара общих фраз без всякого фактажа. Ну кому придет в голову выяснять, какую температуру воды предпочитал белемнит? ? Но все-таки все рано или поздно находится. И постепенно мы очень многое узнали о том первобытном море.
Это просто фантастика как всего по четырем камешкам, которые мы нашли на склоне горы, можно так много узнать о том, что происходило на этом месте миллионы лет назад! Вообще, создание экологической реконструкции похоже на работу детектива: у нас есть какие-то улики и факты, по которым мы делаем выводы о картине в целом. Мы никогда не сможем даже на фото увидеть морское дно этого района как оно выглядело в меловом периоде. Но, тем не менее, мы знаем, что тут было светло и мелко, вода была теплой, соленой, а на дне находились как каменистые участки, так и песчаный грунт. Рассказали нам про это наши губка, белемнит, морской еж и устрица ?
Кадр из презентации к Катиному докладу “Белая скала – морское дно мелового периода” |
Кадр из презентации к Катиному докладу “Белая скала – морское дно мелового периода” |
Кадр из презентации к Катиному докладу “Белая скала – морское дно мелового периода” |
Кадр из презентации к Катиному докладу “Белая скала – морское дно мелового периода” |
Ну и как результат по нашей реконструкции было сделано наглядное пособие: книжка о море мелового периода. Идею мы взяли с любимой Катей с детства мини-книжечки про медвежонка, который искал свой дом. Там тоже странички были с прозрачными вставками и слоями накладывались друг на друга, по ходу сказки добавляя новые детали в общую картинку. Этот эффект мы и решили использовать – каждому организму посвящена своя страничка, а все вместе они складываются в изображение моря.
Вот как выглядел процесс создания книжки:)
В качестве наглядного пособия к докладу – книжка-панорамка |
А вот уже готовый результат.
Наглядное пособие по реконструкции моря мелового периода |
С этим проектом Катя умудрилась поучаствовать сразу в двух конкурсах – один республиканского уровня, другой городского. Она довольна – любит выступать с докладами, любит “умничать”, любит, когда ее хвалят ? Ну а кто не любит? ?
Это уже третий год мы участвуем в конкурсах такого уровня.
В 1 классе был проект “Изучение дождевого червя в домашних условиях“, во 2 классе “Есть ли интеллект у хомяка?“, а теперь вот море мелового периода:)
Катя выступает с докладом на защите своего проекта |
Вот тут у меня в блоге еще посты про палеонтологию:
Экскурсия в Палеомузей Вербицкого
Наша домашняя коллекция окаменелостей
Пополнение в нашей коллекции окаменелостей
А тут вы можете посмотреть школьные Катины проекты и работы
Она у нас активная участница, да и я ее учу быть за все, что хоть как-то выбивается из школьной рутины:) Так жить и учиться интереснее ?
- Проекты для младшей школы: Проект “Школа кулинаров”, Математический детектив, Лэпбук “Рассказ о слове”, Проект “Страны мира” : лэпбук про Австралию, Проект “Города России”: лэпбук про Краснодар, Самодельная книжка для доклада про бабочку, , Проект “Красная книга. Возьмем под защиту“, Урок геологии, Созвездие Ориона, Презентация “Геокешинг“, Проект “Родной город“, Проект “Мой домашний питомец“, Коллаж “Моя семья в годы войны”, Космическая коробочка, Можно ли есть снег – опыты по мотивам урока, “Профессия – художник”, Презентация “Как зимуют птицы“, Презентация о зоопарке “Солнечный остров”, Проект “Моя семья”, Проект “Математика вокруг нас”, Коллекция горных пород.
- А уже серьезные работы, которые писали мой сын и дочка можно посмотреть по ярлыку “исследовательские проекты“