Весенний маршрут. Фенологические наблюдения с детьми
Этот марафон про фенологические весенние наблюдения для детей я начала вести у себя в аккаунте @mupsahufa.ru в Инстаграм 5 марта 2020 года. Еще до всех этих событий – карантина, самоизоляции, вынужденных каникул и прочее. Тогда, когда еще можно было гулять с ребенком на природе и изучать ее непосредственно. А закончила я марафон сегодня 31 марта – когда мы уже безвылазно сидим дома и не выходим на улицу. Даже не верится, что с тех пор еще и месяца не прошло!
Но карантин же не вечен? Вирус задохнется, и мы снова будем гулять по своему весеннему маршруту и вести наблюдения:) Поэтому я решила собрать сюда в блог все занятия и информацию, которую я дала на марафоне, чтобы можно было продолжить весенние занятия с детьми в любое удобное для вас время, а не только в рамках марафона.
P.S. В марте 2023 года я решила повторить этот же марафон. С дополнениями и изменениями, конечно. Теперь это “Весенний маршрут”-2023. Он проходит у меня в соцсетях. Заходите, подписывайтесь, читайте и участвуйте!
ВСЕ посты весеннего фенологического марафона для детей и взрослых смотрите по тегу “ВЕСЕННИЙ МАРШРУТ“
Всего на марафоне у нас 10 уроков:
Введение. Что такое фенология и для чего этот марафон
(это тот пост, который вы сейчас читаете)
Урок 1. Создание маршрута
Урок 2. Как вести дневник наблюдений – 3 варианта фенологических таблиц
Урок 3. Какая бывает весна?
Урок 4. Эксперимент с ветками
Урок 5. Фенологические фазы для гидрометеорологических наблюдений
Урок 6. Фенологические фазы развития растений
Урок 7. Почему лепестки белые? Эксперимент
Урок 8. Фенофазы у насекомых
Урок 9. Фенофазы у птиц
Урок 10. Аллергия и фенология
Задания, которые вы найдете в конце каждого занятия, можно выполнять по желанию и выкладывать в соцсети Инстаграм с хэштегом #весенний_маршрут от @mupsahufa.ru
А в других соцсетях и блогах пишите в конце своего поста: “Участвую в марафоне “Весенний маршрут” вместе с Татьяной Пироженко, блог “Это интересно”. И ставьте активную ссылку https://mupsahufa.ru
Я по тегу зайду ко всем участникам, чтобы посмотреть задания и порадоваться весне вместе с вами!
А сейчас немного о том, что и для чего мы делаем.
ФЕНОЛОГИЯ – это наука о сезонных изменениях в природе, наблюдаемых в конкретной местности.
Самое важное – это не просто наблюдать, а все свои наблюдения по “горячим следам” фиксировать в дневнике наблюдений. Это отличает научное исследование от простого любование природой. Только так наблюдения могут быть ценными не только для вас, но и для других людей.
Весной записи надо делать ежедневно, ведь изменения в это время особенно стремительны. Простейший пример дневника наблюдений – дневник погоды, который все мы вели в школе. Но можно и не погоды. Можно наблюдать за зверями, птицами, растениями. Или, например, рекой. Не важно, что вы выберете объектом. Главное, чтобы вам с детьми было интересно.
Для “продвинутых” исследователей природы и юных натуралистов для ведения дневника есть сайт Русского географического общества “Фенологическая сеть”
Там можно все ваши наблюдения записывать в дневник в общей базе. Это потом поможет ученым собрать данные в единую сеть и проводить многолетний анализ изменений климата и много-много чего другого.
Дневник наблюдений на сайте “Фенологическая сеть” РГО |
Но если вы пока не собираетесь серьезно заниматься наблюдениями, а хотите просто попробовать привнести немного осмысленности в обычные прогулки с детьми, то вам как раз ко мне на марафон “Весенний маршрут” ?
Весной что ни день – то какие-то новости за окном. То почки набухли, то муравьи проснулись. Если вы, как и я, обращаете внимание на все эти “мелочи”, то превратим свои наблюдения во что-то полезное. Возможно, эти наши занятий потом послужат материалом для детского проекта в школу или садик. А может, станет первой ступенькой к научной карьере – кто знает? )))
Условия использования материалов марафона
Все фото-материалы и тексты для марафона “Весенний маршрут” подготовлены лично мной. Они защищены законом об авторских правах.
Поэтому вы их можете использовать ТОЛЬКО в личных целях и ТОЛЬКО с указанием активной ссылки на источник – мой блог mupsahufa.ru
То есть вы можете заниматься по этим урокам со своими детьми или группой детей на бесплатных занятиях в кружках, в детсаду или в школе. Можете использовать их (со ссылкой на мой блог. естественно) при подготовке исследовательских проектов. Можете рассказывать в интернете о СВОИХ занятиях, публиковать СВОИ фото, как вы выполняете задания уроков. Но обязательно ставить ссылку на источник mupsahufa.ru.
Полная или частичная публикация в любой форме (в том числе и в интернете) МОИХ фотографий, МОИХ иллюстраций и текстов ЗАПРЕЩЕНА.
А для использования материалов уроков в коммерческих целях свяжитесь со мной по электронной почте [email protected] – договоримся об условиях.
Если вам понравились эти уроки, то вам будут интересны и другие мои циклы занятий для детей :
- “Архитектурные прогулки” – 10 занятий-прогулок. Гуляем по городу, фотографируем его и изучаем архитектуру прямо на улице! На занятиях марафона детей ждет знакомство с архитектурными терминами и понятиями в максимально наглядной форме.
- “Травяные уроки” – 10 уроков для детей по ботанике в виде игр и других активностей.
- “Почва-уроки” – 7 уроков для детей о составе и свойствах разных почв в наглядных опытах и экспериментах.
- “Червячные уроки” – 8 уроков про дождевых червей для детей: изучаем их образ жизни, ставим опыты.
- “Уроки про улиток” – 7 занятий про моллюсков для детей: знакомимся со строением, образом жизни и разнообразием улиток.
- “Изучаем ветер” – 5 занятий о ветре и погоде для детей. Введение в метеорологию.
- “Детям про тыкву” – 6 занятий по ботанике для детей .
- “Эко уроки“: 6 уроков для детей об экологии и экологичном образе жизни.
- “Узнай свое сердце” – 6 опытов и экспериментов для детей по анатомии о сердце и его работе.
- “Моряк” – играем в моряков, а заодно знакомимся с азбукой Морзе и другими морскими азбуками, учимся вязать морские узлы, варить макароны по-флотски и много чего еще на 7 дневном цикле занятий для дошкольников и младших школьников.
Фенологические наблюдения за деревом у окна
Общеевропейский учет птиц EuroBirdwatch
Зимний учет птиц “Серая шейка”
Наблюдаем за вороньим гнездом
Наблюдения за облаками
Наблюдаем звезды
Как росток пробивается сквозь асфальт?
Растения-компасы
Как просыпаются деревья весной?
Полевые наблюдения и ловушки на насекомых
Ссылки на полезные ресурсы по теме:
- КАЛЕНДАРЬ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ
https://fenolog.rgo.ru/page/kalendar-fenologicheskih-yavleniy-dlya-sredney-polosy-rossii-0 - С.В. Обручев. СПРАВОЧНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА И КРАЕВЕДАhttps://www.outdoors.ru/book/obruchev/cp/cp_kr_t2_gl29.php
- Методика проведения фенологических наблюдений в дополнительных образовательных учреждениях учебное пособие 2010 по педагогике
https://www.docsity.com/ru/metodika-provedeniya-fenologicheskih-nablyudeniy-v-dopolnitelnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah/1715944/
Подписаться на новости моего блога и получать раз в 1-2 недели письмо