| | | | | |

Как вести дневник наблюдений за природой

Продолжаем наши фенологические занятия с детьми на марафоне “Весенний маршрут”.
Сегодня мы будем учиться вести дневник наблюдений.
Ведь без точных записей, сделанных тут же на маршруте, наши наблюдения потеряют всю свою научную ценность!
И еще, помните, что регулярность наблюдений очень важна, особенно весною. Наблюдения надо вести ежедневно!
Но если день-два пропустили – не переживайте. Мы же только учимся:)
Просто постарайтесь как можно скорее вернутся на маршрут и все записать “по горячим следам”.
А как записывать и что наблюдать, я расскажу сегодня.
фенологические наблюдения

Выходить на наблюдения лучше с утра. Но важнее не конкретный час, а чтобы это было каждый день в одно и то же время. Чтобы можно было потом сравнивать условия в разные дни на протяжении недель и месяцев. А еще лучше повторять такие наблюдения ежегодно. Поэтому если вам удобнее прогуливаться с ребенком по маршруту после садика вечером, то это тоже хороший вариант.

Идеально, если вы свои наблюдения будете фотографировать.Тогда по датам фотографий легко установить время, когда вы впервые что-то заметили даже через год. И, кстати, сравнить тоже будет очень интересно!

А еще можно выбрать на маршруте какое-то одно растение и сделать для него фото-дневник наблюдений. Мы с Катей так описываем весенние изменения нашего любимого дерева грецкого ореха “Наш орех“, растущего у окна. Каждый день делаем фото одной и той же ветки и записываем изменения в ней. Вдруг потом для какого-нибудь исследовательского проекта в школу пригодится;)

Стадии развития древесных растений и кустарников, которые стоит записать в дневник наблюдений, я перечислила в посте о том, как вести фенологические наблюдения за растениями. На будущих занятиях я дам такую же информацию по погодным явлениям, цветам и травам, птицам и насекомым.  Весной их тоже интересно наблюдать:)

КАК ДЕЛАТЬ ЗАПИСИ НАБЛЮДЕНИЙ

Самый практичный способ – вести наблюдения в таблице. Примерно как у меня на фото.
В нее надо внести список объектов наблюдения (растений, насекомых, птиц – зависит от ваших интересов). И стадии, которые они проходят. А в ячейках таблицы писать число, когда эту стадию впервые наблюдали.

как вести фенологические наблюдения

Есть еще другие способы представления фенологической информации. Например, с помощью круговых диаграмм – подробнее мы с ними познакомимся в посте про птиц.

?
фенологические наблюдения с детьми

Или с помощью другой таблицы, в которых длительность фаз отражается цветом. Их можно применять к чему угодно, в том числе и к птицам и т.п., а не только к растениям.
В общем, выбирайте вариант, который удобнее и понятнее вашим детям:)

дневник наблюдений
СКАЧАТЬ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА НАБЛЮДЕНИЙ
И ДИАГРАММУ ДЛЯ РАСПЕЧАТКИ

в виде файла pdf можно совершенно бесплатно по ссылке:
https://files.lapbook.ru/Таблицы_дневников.pdf
Там у меня даны общие схемы. А таблицы конкретно для птиц и для насекомых даны в соответствующих уроках марафона.
?

ЗАДАНИЕ:

?

В тетрадке или блокнотике заведите с детьми дневник наблюдений.
Если вы творческий человек, его можно оформить в виде арт-бука, с рисунками и элементами скрапбукинга.
Если вы прагматичный человек – вполне можно обойтись разлинованным листочком. От этого информация в нем не потеряется своей ценности:)

Предусмотрите в дневнике место для наблюдений за разными объектами: отдельно для птиц, насекомых, растений, погодных явлений. В следующих постах я расскажу про фенофазы для них.

Фотографируйте свой дневник и выкладывайте у себя в блоге с надписью: “Участвую в Марафоне “Весенний маршрут” и активной ссылкой на мой блог “Это интересно!” https://mupsahufa.ru
Или публикуйте в Инстаграм с хэштегом марафона #весенний_маршрут от @mupsahufa.ru

Полный список всех занятий познавательного марафона для детей “Весенний маршрут” тут:
/2020/03/vesennij-marshrut.html