Что происходит с пакетами? Эксперимент для детей по экологии
Наверное, даже уже все дети знают, что полиэтиленовые пакеты, которые так удобны нам в быту, сильно загрязняют окружающую среду. Ведь такие пакеты разлагаются в природе 100-200 лет!
Загляните в свое мусорное ведро – большая часть мусора в нем – это именно пакеты и другая полиэтиленовая упаковка. Тонны пакетов накапливаются на свалках, их приходится сжигать, а тем самым, загрязнять атмосферу. Пакеты попадают в океан, где в огромных количествах накапливаются и создают целые острова. Вспомните хотя бы Большое мусорное пятно. Пакеты служат причиной гибели зверей и птиц, которые запутываются в них или глотают их и погибают. В общем, картина безрадостная(((
Есть два пути решения проблемы: пользоваться другими упаковками, желательно многоразовыми или из пригодных к вторичной переработки материалов (ткань, стекло).
Или использовать при изготовлении пакетов какой-то другой материал, а не полиэтилен. Который будет разлагаться быстрее и без ущерба для природы.
На ум сразу приходят бумажные пакеты. Но экологи говорят, что вред от производства одного бумажного пакета равен вреду производства нескольких пластиковых. Так что это не вариант. Остается надежда на то, что ученые придумают еще какие-то разлагаемые материалы.
Действительно, в последние годы стали появляться материалы на замену привычному нам полиэтилену.
Давайте с детьми немного разберемся в них.
Проверим, как разлагаются пакеты? |
Сейчас в супермаркетах продаются так называемые “биоразлагаемые пакеты” или просто “биопакеты”.
На самом деле за словами “биоразлагаемый пакет” скрывается несколько разных видов. Основные из них это оксоразлагаемые, гидроразлагаемые и компостируемые.
1. Оксоразлагаемые пакеты
Как понятно из самого названия “оксоразлагаемый” – это значит, разлагаемые под действием кислорода. Такой пакет выглядит и служит так же, как и обычный полиэтиленовый. Но в его составе есть добавка, которая ускоряет распад пакета. Как заявляют производители, через 2 года пакет рассыпется. Но есть мнение, что эта “полиэтиленовая” пыль не полезнее, чем обычные пакеты, а даже вреднее. Разлагают ли ее биоорганизмы или она так и будет 100 лет оседать в наших желудках и легких – не ясно. Разве что глазами мы мусор видеть не будем.
2. Гидроразлагаемые пакеты.
Они изготавливаются на основе крахмала и разлагаются от воды. Главный недостаток такого пакета – маленькая прочность. Он выдерживает очень небольшой вес – около 1 кг. То есть это тоже не вариант.
3. Компостируемые пакеты.
То есть такие пакеты, для утилизации которых их нужно компостировать. Делаются эти пакеты из крахмала и других веществ, способных к полному биоразложению (то есть переработки бактериями). К сожалению, для того, чтобы разложение произошло, такие пакеты должны именно быть отправленными в компост. Дело в том, что чтобы процесс распада шел, пакет должен длительное время подвергаться температурам порядка 50 градусов. Это возможно в компосте, но невозможно, если пакет просто будет лежать на воздухе или попадет в океан.
Мусор, который каждый день скапливается у нас дома |
Как видите, пока нет нормального решения ситуации с пакетами.
Что мы с детьми можем сделать на своем уровне? Помнить о вреде пакетов и стараться использовать их как можно меньше. До тех пор, пока не будет придуман способ бороться с ними.
А для того, чтобы дети осознали всю эту информацию и своими глазами увидели, что происходит с пакетами после того, как их выбросят, я предлагаю провести эксперимент.
Для него главное запастись разными пакетами и… терпением! ?
Вам понадобятся:
- пакеты из разных материалов, какие сможете достать: бумажные, оксоразлагаемые, гидроразлагаемые, фоторазлагаемые, компостируемые и т.д. (у нас были бумажный, оксоразлагаемый и обычный полиэтиленовый)
- земля (все равно какая – у нас был покупной грунт для цветов)
- пластиковые бутылки по одной на каждый вид пакета.
Что нам понадобиться для эксперимента по экологии |
Ход эксперимента:
- Отрезаем от пластиковой бутылки горлышко так, чтобы в нее было удобно складывать наши пакеты.
- Имитируем естественные условия: насыпаем туда слой земли, немного поливаем ее из пульверизатора и кладем кусок пакета. Не стоит брать весь пакет – достаточно поместить в бутылку ручки от него.
- Наклеиваем на бутылку этикетку с названием материала, из которого сделан пакет и датой начала эксперимента.
- Ставим бутылку в место, где будет солнечный свет (например, на балкон). Периодически (как вспомним) поливаем землю в бутылке, имитируя осадки.
- Если попадается пакет из какого-то еще материала – готовим таким же образом бутылку для него и добавляем в нашу коллекцию.
- И наблюдаем.
- Когда появятся признаки разрушения пакета – записываем дату на этикетку и фотографируем. И так до полного исчезновения пакета.
Подготавливаем емкости |
Засыпаем землю |
Увлажняем землю |
Кладем пакеты |
Подписываем емкости с пакетами |
Как вы помните, в случае с “биоразлагаемыми” пакетами до конца эксперимента прогнозируемое время 1-2 года, а в случае с обычным полиэтиленовым – 100 лет))) Поэтому приготовитесь, что бутылки будут стоять у вас долгое время. Пусть ребенок своими глазами увидит, что мусор никуда не девается, а так и лежит, где его бросили, загрязняя мир вокруг! Это будет хороший наглядный урок, который, я надеюсь, запомнится ребенку надолго.
Посмотреть, что стало с пакетами за годы проведения эксперимента можно тут:
“Эксперимент с пакетами – 3 года“
“Эксперимент с пакетами – 4 года”
Продолжение следует…
Что еще можно сделать с детьми для изучения экологии, заботе о природе и сохранения нашей планеты?
- Можно, например, участвовать в работе Фонда охраны дикой природы – я рассказывала здесь, как Катя заботилась о снежных барсах.
- Можно узнавать о Красной книге и об охраняемых животных. Вот тут рассказ о Катином школьном проекте “Красная книга: возьмем под защиту”
- А можно просто изучить какого-нибудь зверя – не важно, вымирающий он или нет, ведь они все нуждаются в нашем внимании и заботе. Вам поможет в этом лэпбук “Все о животном”
- Можно рассказать детям про экологию, что это такое, как все в мире взаимосвязано, и как мы можем влиять на окружающую среду. Для этого прекрасно подойдет мой авторский лэпбук “Экология”, который можно использовать с детьми уже 4-5 лет. Шаблоны для распечатки вот здесь: /2014/07/lapbook-ecology.html
- Можно сажать растения. Конечно же, вместе с лэпбуком! В лэпбуке “Мой сад” есть дневничок растения, календарь роста, жизненный цикл растений, создается его паспорт и много всего интересного:)
- Можно помогать волонтерам – кто это такие и что они делают рассказывается в нашей компьютерной презентации для детей. Скачать ее можно тут: “Волонтер – это…”
- Можно провести с детьми занятия и опыты о природе и нашей планете – вот тут в статье я даю 20 идей ко Дню Земли.
- Можно провести с детьми экологические занятия “Эко-уроки”. 6 тем – 6 экологических вопросов. Они простые, но емкие. Так что будут интересны детям и старшего, и младшего возраста. Каждому на своем уровне.
- Можно сделать контейнер для сбора батареек и поставить его дома, во дворе в садике или в школе. Вот тут у меня мастер класс такого контейнера для сбора батареек
- А можно просто делать поделки и заниматься творчеством, используя вторично ненужную упаковку. Посмотреть идеи таких поделок у меня в блоге можно по тегу “из бросового материала”.