| | | | | |

Урок 5. Почему ветер поёт?

Загадайте ребенку загадку: летит, но не птица, воет, но не зверь.
Что это? Конечно же, ветер!
На последнем уроке мини-марафона “ИЗУЧАЕМ ВЕТЕР мы выясним, как ветер издает вой, свист и музыку.

Ваш ребенок уже знаком с тем, как получается звук? Знает, что звук – это вибрация?
Если коротко, то наше ухо улавливает быстрые колебания воздуха (звуковые волны), а мозг воспринимает их как звук.
Что же вибрирует во время ветра так, что мы в результате слышим вой и свист, а то и песню?

Когда ветер дует медленно, воздух просто обтекает все препятствия, которые встречаются ему на пути. Ветви деревьев, провода и т.д. И мы никакого звука не слышим.
Но если скорость ветра высока, то давление воздуха на препятствия возрастает, воздушные потоки о них рассекаются, создаются вихри, которые заставляют предметы на пути ветра мелко-мелко дрожать. От этого по воздуху расходятся звуковые волны. Мы слышим их как «песню ветра»

Давайте посмотрим как это происходит!

ОПЫТ 1. СВИСТ

Дайте ребенку тонкий прутик или веревку – пусть он быстро-быстро помашет в воздухе. Он услышит свист! Это вибрация воздуха.

ОПЫТ 2. СВИСТОК

Когда ветер с силой пролетает через узкие щели в окнах и дверях, он в них свистит и пищит. Это используется в свистульках.
Сделайте свисток своими руками из полоски от воздушного шарика и пластикового колпачка от ручки или фломастера. У колпачка от ручки надо отрезать один конец, чтобы получилась сквозная трубочка, а дальше см. фото.

А еще можно свистеть стебельком от одуванчика.
Просто отрежьте от него ножку длиною около 5 см и дуйте в нее!
Тонкие стенки вибрируют, и мы слышим звук.

ОПЫТ 3. ГУДЕНИЕ

Чтобы получить вой, нужно устроить ветер над… горлышком бутылки. Только дуть надо не в нее, а как бы поверх отверстия. Будут образовываться воздушные вихри, часть воздуха попадет в бутылку, заставляя ее вибрировать. Бутылка загудит и завоет.
Как это происходит мы когда-то разбирали в ответе на вопрос моего “Клуба почемучек” “Почему ветер воет

Люди подметили это свойство и придумали флейту. Это один из самых первых музыкальных инструментов!Посмотрите мой МК как сделать флейту из коктейльных трубочек.
Их надо зажать между двумя картонками и обмотать скотчем.

Подобные музыкальные инструменты есть у всех народов. В Греции – флейта Пана, в России – кувиклы, У индейцев – флейта Анд. А какие флейты других народов знаете вы?

А еще ветер умеет играть на музыкальных инструментах. Такие инструменты называют ИДИОФОНЫ – самозвучащие.
Например, на эоловой арфе.

Или на музыкальной подвеске.
Ее легко сделать своими руками из палочек и ракушек (монеток, колокольчиков и т.п.)
См. фото тут https://mupsahufa.ru/2012/08/mobiles.html

Разновидностью музыкальной подвески является японская фурина, язычок которой качает ветер, заставляя ударяться о колокол и издавать мелодичный звон.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Заставьте ветер петь любыми способами. Фото ваших устройств выкладывайте с тегом #изучаемветер от @tavika_eto_interesno . Мне придет уведомление о вашем упоминании, и я обязательно зайду посмотреть и поставить лайк вашей работе:)

Вот и окончен марафон про ветер для детей. Надеюсь, вам понравилось:)
Перечень всех предыдущих уроков, а также список других моих марафонов и циклов развивающих тематических занятий для детей вы найдете в заглавном посте марафона  “ИЗУЧАЕМ ВЕТЕР