Травяные уроки. Урок 5. Колоски
Сегодня в нашем познавательном ботаническом марафоне для детей “Травяные уроки” я расскажу не об одном растении “колосок”, хотя есть и такое – с ботаническим названием Колосок душистый.
А сразу обо всех травах, которые в просторечие называют колосками. Все они принадлежат к самому важному на земле семейству Злаки.
Почему важному? А потому, что половина всех пищевых растений на Земле, выращиваемых человечеством, это пшеница, рис и кукуруза. А вовсе не яблоки или картошка;)
И все они из семейства злаковые!
Злаковую кукурузу мы не назовем колоском. А вот злак тростник, у которого соцветие метелка, а не колос, запросто!
Помните, рамку соцветий? Которую я предлагала скачать на прошлом уроке про Одуванчик.
Она поможет вам определять и их тип!
Злаки растут везде. Даже в Антарктиде находят Мятлик однолетний и Щучку арктическую!
Пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень – это культурные виды злаков, которые выращивают на полях на зерно.
Помните, как вкусно есть еще несозревшие молочные зернышки из колоса пшеницы? При случае дайте попробовать детям!
А весь цикл от зерна до пирожков очень наглядно можно изучить с детьми по сказке “Колосок” про мышат Круть и Верть.
Расскажите ее малышам на прогулке по пшеничному или ржаному полю.
Расскажите ее малышам на прогулке по пшеничному или ржаному полю.
А, может, разучите вместе песни? На полях, на просторе так хорошо поется!
Но сейчас мы будем изучать не культурные злаки, а дикие. Те, что встречаются у нас под ногами прямо во дворе или на обочине дороги.
Давайте научимся различать дикорастущие колоски? На фото вы видите коллекцию колосков, которую насобирала дочка и постаралась определить с помощью приложения Plant.Net, которое устанавливается на мобилку и помогает определить растение по его фото.
Мы оформили растения как еще одну страничку гербария.
Большинство этих трав принято называть сорнякам: пырей, плевел, житняк, костёр, душица, ежа сборная, тимофеевка, мятлик…
Но многие из них еще и лекарственные. И ценные кормовые растения!
А, например, дикий ячмень вообще заслуживает памятника.
Именно ячмень был первым злаком, который научился выращивать человек!
Ячмень произвел неолитическую революцию и породил культуры Ближнего Востока, Вавилона и Египта.
Вот какой полезный и многосторонний злак – ячмень!
А его близкий родственник ячмень мышиный везде у нас под ногами. У нас дети так просто его и зовут “колосок”. И играют с этими колосками в разные игры.
Например, “Петушок или курочка”(называется так же, как игра, которую мы узнали в посте про Мак, но смысл совсем другой).
На собрать в пучок на травинке всю зелень.
Если она получилась ровной метелочкой – то это “курочка”.
Если торчит “хохол” – то это “петух”.
Или в “Котика”.
Вот инструкция как играть в последнюю от моей дочки Кати:
Если положить колосок на соединенные вместе руки (см. фото) и потом небольшими движениями тереть их друг относительно друга, то колосок – “котик” ползет вперед сам!
ЗАДАНИЕ
⠀
Поиграйте в игры с колосками: в “котика” или “петушка или курочку”.
Составьте гербарий из колосков вашей округи и постарайтесь узнать их названия.
А если у вас девочка, научите ее плести косичку “колосок”. Очень развивает моторику;)
А вот каким способом использования колосков поделилась участница нашего марафона из Инстаграм @etakakeio : если вы нашли ягодную поляну, но у вас нет тары нести собранные ягоды домой – можно нанизать их на стебли тимофеевки как на шпажки.
Ваши фото выполненных заданий выкладывайте в соцсети Инстаграм с тегом #травяныеуроки от @mupsahufa.ru
Или у себя в блогах с обязательной активной ссылкой на источник: Марафон “Травяные уроки” от Татьяны Пироженко https://mupsahufa.ru
Следующее занятие летнего ботанического марафона для детей “Травяные уроки” будет у нас о клевере. Не пропустите!