география | занятия с детьми | игры для обучения естествознанию | окружающий мир | развивающие занятия
Урок 1. Модель почвенного профиля в стакане: изучаем почвенные горизонты
На первом уроке нашего познавательного марафона о земле “Почва-уроки” поговорим с детьми о том, что такое почвенный профиль.
Когда кончится карантин, обязательно сводите ребенка к любому оврагу или котловану, чтобы он своими глазами мог увидеть почву в разрезе.
Это называется “почвенный профиль“.
И состоит этот профиль из почвенных горизонтов.
Вот те самые разноцветные слои земли на фото – это они и есть.
И именно почвенный профиль мы с детьми и постараемся воспроизвести на нашей модели.
Однажды мы исследовали огромнейший овраг у поселка Верхнезаморское у нас в Крыму на Азовском море. Вот где все слои были как на ладони! |
Подробнее почвенные горизонты можно изучить по этой схеме, которую я набросала от руки. По ней можно понять, как что называется.
Вот эти горизонты мы и будем имитировать подручными материалами.
В следующий раз выходя выбросить мусор, берем с собой лопатку и несколько емкостей. Например, 5 одноразовых стаканчиков или полиэтиленовых пакетиков.
В них мы принесем с улицы :
ffecfd;камни (гравий и т.д.)
ffecfd;песок (можно взять в песочнице и прокалить в духовке или микроволновке, чтобы уничтожить микроорганизмы)
ffecfd;глину или глинистую землю.
ffecfd;плодородную темную землю.
ffecfd;буквально один “капок” верхнего слоя почвы со всем, что там растет – гумус
Из всего этого мы будем составлять почвенные горизонты
А дома вместе с ребенком слоями насыпаем все по очереди в стакан с прозрачными стенками, в процессе обсуждая, что это значит.
Получится похоже на слоистый коктейль!
В самый низ насыпьте камешки, изображающие материнскую породу.
Потом перемешанный с землей песок – подпочву.
Потом глинистую землю – слой вымывания.
Потом хорошую землю для растений – гумус.
А сверху мы положили подстилку – кусочек верхнего слоя, лежащего на земле со всеми прелыми листочками и травинками, который еще и не земля-то вовсе.
А вот и расшифровка:
От составляющих ингредиентов зависит, какой именно тип почвы у вас получится: чернозем, глинозем, подзолистая, каштановая и т.д.
Ведь те или иные соотношения песка, глины и перегноя в почве плюс некоторые другие вещи будут определять ее свойства.
Но об этом мы подробнее поговорим на следующих уроках марафона “Почва-уроки”.
А на втором уроке дети узнают, как земля “пьет”.
Он будет опубликован уже после праздников, 10 мая.
А на втором уроке дети узнают, как земля “пьет”.
Он будет опубликован уже после праздников, 10 мая.
ЗАДАНИЕ
Постарайтесь собрать на улице материалы для создания почвенного профиля и сделайте свою собственную модель в стаканчике.
Ваши фото выкладывайте в соцсети Инстаграм с тегом #почвауроки от @mupsahufa.ru
Или у себя в блогах с обязательной активной ссылкой на источник: Марафон “Почва-уроки” от Татьяны Пироженко” /2020/05/pochva-uroki.html