{"id":43671,"date":"2014-04-04T06:35:00","date_gmt":"2014-04-04T06:35:00","guid":{"rendered":"\/2014\/04\/kashel.html"},"modified":"2022-06-09T21:32:07","modified_gmt":"2022-06-09T21:32:07","slug":"kashel","status":"publish","type":"post","link":"https:\/\/mupsahufa.ru\/2014\/04\/kashel.html","title":{"rendered":"\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u043f\u0440\u0438 \u0443\u0431\u043e\u0440\u043a\u0435 \u0447\u0438\u0441\u0442\u044f\u0449\u0438\u043c\u0438 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430\u043c\u0438 \u0432\u043e\u0437\u043d\u0438\u043a\u0430\u0435\u0442 \u043a\u0430\u0448\u0435\u043b\u044c? \u041a\u043b\u0443\u0431 \u043f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443\u0447\u0435\u043a"},"content":{"rendered":"

Добрый день, участники и читатели “Клуба почемучек<\/a>“! После долгого перерыва Клуб снова работает, и я снова отвечаю на ваши вопросы!  Как их прислать – читайте в конце поста. А сейчас я отвечу на вопрос Светланы и ее дочки Машеньки (4 года): “Почему когда мама использует средства для уборки, я кашляю?”<\/div>\n
Чтобы разобраться с этим вопросом, мы сначала повторим, как устроена наша дыхательная система, а потом выясним, почему возникает кашель и почему средства для уборки могут его вызывать.<\/p>\n
\"почему<\/a><\/div>\n

<\/div>\n

<\/div>\n

<\/a>
<\/span>О строении дыхательной системы я уже рассказывала в “Клубе почемучек”, когда отвечала на вопрос “<\/span>
Почему человек дышит<\/a>?”. Если вы еще не знаете этого, то приглашаю сначала заглянуть туда. Там вы найдете не только теорию, но и несколько опытов, а также ссылки на то, как сделать наглядные пособия по анатомии своими руками. А сегодня мы лишь обзорно повторим органы дыхательной системы.<\/span>
Чтобы  это было делать веселее, предложите ребенку нарисовать рисунок-загадку. Возьмите лист бумаги и пусть он нарисует дерево по вашему описанию. У него должен быть ствол, разделяющийся на две толстые ветки, от которых отходят более тонкие веточки. На концах веточек надо нарисовать маленькие ягодки. И каждую из двух больших веток обвести “кроной”. Получилось дерево? Можно даже закрасить крону, только не зеленым цветом, а розовым. Вы скоро поймете, почему \ud83d\ude09<\/span>

<\/span><\/p>\n\n\n\n\n
\"анатомия<\/a><\/td>\n<\/tr>\n
Это дерево не простое, это рисунок-загадка \ud83d\ude42<\/td>\n<\/tr>\n<\/tbody>\n<\/table>\n


<\/span><\/p>\n

А теперь переверните рисунок вверх ногами и спросите ребенка, на что это похоже. Если он не догадался, уточните, что это что-то из анатомии. Теперь догадались? У нас получилась схема строения дыхательной системы человека!<\/div>\n
Ствол – это трахея<\/b>. Две толстые ветви, отходящие от нее – это бронхи<\/b>. Они находятся в кроне дерева – легком<\/b>. Правом и левом. Более тонкие ветви – бронхиолы<\/b>. А кружочки на них – это легочные пузырьки, альвеолы<\/b>. Вдыхая, воздух через нос и рот попадает в гортань, оттуда по трахее спускается в бронхи, идет по бронхиолам и достигает альвеол. Они такие маленькие и тоненькие, что воздух из них просачивается в тонюсенькие кровеносные сосуды – капилляры<\/b>, которые обвивают их со всех сторон. Так воздух из легких попадает в кровь, и разносится ею по всему организму.<\/p>\n\n\n\n\n
\"анатомия<\/a><\/td>\n<\/tr>\n
Строение органов дыхательной системы<\/td>\n<\/tr>\n<\/tbody>\n<\/table>\n

<\/div>\n

<\/div>\n
Чтобы все органы человека функционировали правильно, ему необходимо получать определенный объем воздуха. При спокойном дыхании не все легкие наполняются воздухом. Объем обычного вдоха и выдоха у взрослого человека около 0,5 литров. Его называют дыхательным объемом<\/b>. А вот если после нормального вдоха сделать максимальный выдох, то выйдет еще около литра воздуха – это резервный объем<\/b>. А жизненная емкость легких<\/b> – это объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха. Ее величина говорит нам о том, в каком состоянии находится наша дыхательная система. Зависит этот объем от многих параметров – роста, веса, возраста человека.<\/div>\n
<\/div>\n
Давайте с ребенком проведем эксперимент по определению объема легких.<\/b><\/div>\n
Возьмите герметичный полиэтиленовый пакет и попросите малыша выдохнуть в него воздух после обычного вдоха. Размер надувшегося пакета – это и есть дыхательный объем его легких. Таким же образом измерьте резервный объем и жизненную емкость легких. Сравните их, сделайте выводы.<\/div>\n
А еще лучше, если вы тоже вместе с малышом проделаете измерения своих показателей – так он сможет увидеть разницу размера его и ваших легких.<\/div>\n
<\/p>\n\n\n\n\n
\"анатомия<\/a><\/td>\n<\/tr>\n
Сравнительный объем жизненной емкости легких:
слева мой выдох, в центре – Катин, справа – Антона<\/td>\n<\/tr>\n<\/tbody>\n<\/table>\n

Есть еще другие способы проверить здоровье дыхательной системы. Для этого можно проделать следующие пробы:<\/div>\n

<\/div>\n
Проба Штанге<\/b><\/div>\n
Закрыть нос. Глубоко вдохнуть и задержать дыхание. Засечь время секундомером.<\/div>\n
В норме у взрослых должно получиться не дышать 60-90 сек., у детей 16-55 сек., у тренированных спортсменов до 5 минут.<\/div>\n
<\/div>\n
Проба Генчи<\/b><\/div>\n
Задержка дыхания на выдохе в секундах. Проводится с закрытым носом.<\/div>\n
У взрослых 30-45 сек., у детей 12-15 сек., тренированные спортсмены – 60-90 сек.<\/div>\n
<\/div>\n
Надеюсь, эти пробы показали, что у вас с дыханием все в порядке. <\/div>\n
Но бывает так, что органы дыхания функционируют плохо. Обычно это происходит в результате различных заболеваний. Например, микробы, попадая в органы дыхания, вызывают в них воспалительные процессы. От этого ткани дыхательной системы отекают, в них выделяется слизь. И тогда воздух через них проходит с трудом. В этом случае нам на помощь приходит кашель. Чувствительные клеточки, находящиеся на поверхности органов дыхания, подают мозгу сигнал о том, что что-то мешает дышать. И мозг отдает сигнал в кашлевый центр, который заставляет сокращаться мышцы в нужных местах в попытке вытолкнуть из органов дыхания то, что их засорило. <\/div>\n
Когда мама говорит ребенку, что она лечит ему кашель, он может подумать, что именно в кашле главная опасность болезни. Но на самом деле это так просто говорится. Ведь кашель – это только способ организма избавиться от помехи дыханию. Поэтому лечим мы, конечно, не сам кашель, а то, что его вызывает. <\/div>\n
Что же может вызвать кашель? Про микробы мы уже сказали. А еще кашель может вызвать механическое засорение (раздражение)  дыхательных путей какими-то частицами. Например, частицами пыли, дыма. Даже резкий запах может вызвать кашель – ведь запах это не что иное, как маленькие частички вещества (молекулы), которые сорвались с его поверхности и через нос попали к нам в органы дыхания. Если дать ребенку понюхать какое-нибудь резко пахнущее вещество, то он зачихает и закашляется. Это происходит потому, что организм пытается избавиться от попавших в него раздражающих частиц.<\/div>\n
<\/div>\n
Эксперимент с душистым перцем и с нашатырным спиртом.<\/b><\/div>\n
При проведении эксперимента будьте осторожны, большая концентрация вещества может вызвать отек слизистой!<\/div>\n
Дайте ребенку понюхать эти вещества – в большинстве случаев вдыхание даже малого их количества вызывает ответную реакцию организма в виде рефлекторного кашля или чихания. Так организм очищает дыхательные пути от раздражающих частиц.<\/p>\n\n\n\n\n
\"анатомия<\/a><\/td>\n<\/tr>\n
Вещества, вызывающие раздражение дыхательных путей<\/td>\n<\/tr>\n<\/tbody>\n<\/table>\n

<\/div>\n

Есть и еще одна причина возникновения кашля – аллергия на какие-либо вещества. Аллергия <\/b>– это повышенная чувствительность организма на, по-сути, безвредные для него вещества. Организм “ошибается”, принимая обычное вещество за то, что вызывает болезнь, и начинает ее “лечить”. А лечить-то ничего и не надо! И поэтому вместо пользы от такого лечения получается один вред. <\/div>\n
У любого человека может возникнуть аллергия на любые вещества и в любом возрасте. Но чаще всего от нее страдают дети, и чаще всего ее вызывает определенный список веществ. Их называют аллергенами<\/b>. Это вещества, входящие в состав цитрусовых, шоколада, красных овощей, фруктов и ягод, бытовой пыли, пыльцы некоторых растений или шерсть животных. Кроме того, к очень большой группе аллергенов относятся вещества, входящие в состав различной бытовой химии: моющие средства, разнообразные порошки для стирки и чистки, различные гели и спреи и т.д. и т.п. Практически у каждого человека есть аллергия на какой-нибудь вид бытовой химии. У кого-то краснеет и зудит кожа от соприкосновения с моющим средством, у кого-то от запаха стирального порошка чешется в носу, а кто-то начинает кашлять и чихать, вдохнув ароматизатор воздуха. Ведь организм принимает химические вещества из этих средств за опасных для себя “врагов” и начинает с ними “бороться”: место контакта с ними отекает, начинает выделяться слизь в попытке смыть нежелательного “гостя”, а от этого появляется кашель, насморк, слезятся глаза. <\/p>\n

Думаю, что именно эта аллергическая реакция на бытовую химию, использующуюся при уборке, и вызывает кашель у Машеньки.<\/p>\n\n\n\n\n
\"о<\/a><\/td>\n<\/tr>\n
Этот набор бытовой химии используется у нас дома<\/td>\n<\/tr>\n<\/tbody>\n<\/table>\n

<\/div>\n

Что же делать, если появилась аллергическая реакция на бытовую химию? Надо максимально сократить контакт с ней. А ребенку с самого младшего возраста стоит привить осторожное отношение к химии, какой бы полезной она не была, и как бы настойчиво ее ни рекламировали с экранов телевизоров. Есть некоторые рекомендации, которые дают медики, чтобы снизить риск возникновения аллергии: <\/div>\n
<\/div>\n