Краеведческая экскурсия по Симферополю: конюшни конезавода и Анатра
Прошедшие выходные у нас получились краеведческие.
В субботу 3 февраля у нас была экскурсия в Симферополе в районе парка “Шевченко” и Радиорынка с нашей любимой Ольгой Селезневой. Мы с ней уже в Старый город и по Петровской балке ходили, и несколько раз были на ее великолепных “Лекциях с дегустацией“.
А в этот раз мы прошли исторический маршрут “Конезавод – Рабочий посёлок Белозерского – самолётный завод Анатра”.
А в воскресенье мы были на лекции крымоведа Игоря Коваленко. Мой пост о ней читайте тут: “Краеведческий обед: Дореволюционный туризм в Крыму“.
Как всегда от Ольгиных экскурсий куча впечатлений. Они у нее необычные. Анархо-краеведческие. Не столько лекцию с фактами слушаем, сколько заглядываем за заборы, входим в подъезды, ходим по заброшкам ?
И замечаем ДЕТАЛИ!
От кареты на бывшем конезаводе до решетки на старой советской кожгалантерейной фабрике.
Начну по порядку.
СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ИППОДРОМ И КОНЕЗАВОД
Скачки в царском Крыму были одним из любимейших развлечений. Они проводились не только среди военных и аристократов, но и среди простого народа. Конечно же, какой крымский татарин не захочет показать свое удальство и своего горячего коня? Постепенно появились и первые конезаводчики. Для стимулирования развития коневодства власти начали назначать денежные призы за выигрыш в скачках.
Подробнее о размере призов можно прочитать в статье краеведа О.Широкова “Столичный ипподром”
На акварели Гросса, которую можно увидеть в нашем Симферопольском художественном музее, мы видим эти скачки. Место события определил крымский краевед В.Гуркович: нынешняя площадь Амет-Хана Султана, и прилегающие окрестности. Кладбище на переднем плане – район 14-й школы на Севастопольской (Старорусское кладбище, которое тогда называлось Новым).
Самые престижные скачки были губернские. Их посещал сам генерал-губернатор М.С. Воронцов. Они проводились в середине октября. А когда в 1837 году на губернских скачках в Симферополе побывали члены императорской семьи, то скачки стали называться «царскими».
Есть свидетельства, что протяженность круга этих скачек была равна 80 верст (1 верста это 1066,8 м).
А первый ипподром в Симферополе появился “недалеко от Севастопольской заставы”. И с разными перипетиями просуществовал до 60х годов 20 века.
На сайте “Это место” есть карта Симферополя, где ипподром в 1916 году обозначен на месте нынешнего парка Шевченко, где и находилась застава. На этой карте он расположен напротив конюшен, а известно, что их построили в 1896 году. Буквально через дорогу от ипподрома. Значит, ипподром в 1896 году уже был на этом месте.
Это совпадает с теми свидетельствами, что круг для бегов шел параллельно улице Севастопольской и был длиной 1800 м.
Первые скачки на ипподроме состоялись 15 октября 1882 года.
Тогда же было организовано Таврическое скаковое общество. Его членами стали многие почтенные граждане Симферополя, такие как Ф. Э. Фальц-Фейн и А.Х.Стевен.
Интересно, что Фёдор Фёдорович Достоевский, сын знаменитого писателя, долгое время жил в Симферополе. Он увлекался скачками и был казначеем Императорского Московского скакового общества и крупнейшим специалистом в России по коневодству. У Фёдора Фёдоровича были конюшни не только в Петербурге и Москве, но и в Симферополе.
В 90-х годах 19 века его лошади Мойра и Мон Этуаль и жеребцы Пикадор и Каприз неоднократно брали призы на симферопольских скачках.
Конюшни же государственного конезавода были открыты в Симферополе в марте 1896 г. Они были устроены вдоль улицы Севастопольской. (Там где в наше время еще совсем недавно был конно-спортивный клуб, а сейчас стоят просто пустые недействующие помещения).
В эти конюшни нам сейчас и удалось попасть во время экскурсии.
Основа комплекса конезавода было квадратное двухэтажное здание – крытый манеж. Второй этаж, видимо, представлял собой антресоли, с который можно было наблюдать за лошадьми внизу.
Сейчас антресолей нет. Зато посреди манежа стоит.. карета.
Настоящая, дореволюционная!
В обе стороны от манежа идут два длинных узких крыла – это стойла для лошадей.
Еще на территории есть несколько простых прямоугольных зданий – амбары и слады.
Остальные же помещения (дома управляющего, ветеринара, лазарет и проч.) в конце 50-х годов отдали под склады городского молокозавода или использовали как жилые здания.
Перед самой революцией в конюшнях Симферопольского конезавода содержалось более 70 племенных жеребцов. А к 1917 году их осталось всего 4 ((( Потом была гражданская война, оккупация и не до лошадей. И только в 1930-е гг. Советские власти попытались возродить государственный конезавод, но уже в другом месте – деревне Чоты (это в Белогорском районе). Но вскоре лошади из него были розданы по совхозам.
А в Симферополе ипподром так и работал. Даже улица, которая теперь называется Крымских партизан, в то время носила имя Ипподромная.
Там были трибуны с навесами, кассы, действовал тотализатор.
После войны Симферопольский ипподром тоже продолжал пользовался популярностью. Но его площадь сократили – беговой круг повернули на 90 градусов и уменьшили до 1300 м).
Город с его шумной жизнью наступал и вытеснял лошадей. Ипподром совсем пришел в упадок, и на его месте возвели жилой район пятиэтажек.
Любопытно, что в знаменитом фильме Соловьева “АССА” (1987 г.), действие которого по сюжету происходит в 1980х , герои из Ялты едут на скачки в Симферополь. Но в то время ипподрома в Симферополе уже не существовало! Поэтому съемки проводились на ипподроме в Москве.
А вот старинные здания конюшен еще долгое время служили Конно-спортивному клубу Симферополя. Но, сейчас, похоже, приходит и их конец. Конно-спортивный клуб не работает, ворота на замке. Хорошо, что Ольге Селезневой удалось договориться с охранником, чтобы он пустил нас на территорию посмотреть.
Интересно, что еще в 2008 году клуб еще прекрасно себя чувствовал. Тогда на День города проводили скачки. Мы с маленькими Витей и Катей ходили “смотреть лошадок”. Но увы – никаких фото не сделали((( Хорошо, что хоть сейчас на экскурсии сделали. А то здания в таком плохом состоянии, что неизвестно, сколько протянут и кому достанутся.
БЫВШИЙ САМОЛЕТНЫЙ ЗАВОД АНАТРА И КОЖГАЛАНТЕРЕЙНАЯ ФАБРИКА
Если про Симферопольский конезавод и его конюшни я до этой экскурсии мало что знала, то Анатра для нас знакомое место. Мы даже свое собственное исследование провели и геокешерский тайник в 2011 году про него сделали (он действует по сей день!). И я тогда же большой пост с фотографиями написала.
Поэтому подробности рассказывать не буду.
Если вам интересно, что такое или кто такой Анатра, если любпытно, где в России зарождалось самолетостроение, то просто зайдите по ссылочке в тот пост “Анатра – первый наноконтейнерный тайник“, а потом вернитесь сюда – посмотреть, как за 13 лет изменилось местность и что от него осталось.
Кстати, когда мы делали тайник, мы думали, что скоро эту территорию отдадут под застройку и какие-нибудь предприятия. Но она до сих пор в руинах. Поэтому еще можно ходить сюда с экскурсией, чтобы посмотреть на остатки советской эпохи и даже более ранней – дореволюционной.
Так что дальше много фото деталей, принадлежащих и заводу Анатра, и работавшему в советское время на его месте Симферопольскому кожгалантерейному комбинату.
А про третий объект, на который привела нас Ольга Селезнева во время этой экскурсии, я расскажу отдельно.
Это “Рабочий городок” , построенный в Симферополе по проекту архитектора Белозерского. Мы и сами много про него узнавали и фотографировали, поэтому хочется сделать для него отдельный пост.
Читайте здесь: “Рабочий поселок Белозерского в Симферополе”
Еще рассказы о краеведческих мероприятиях в Крыму, на которых мы побывали, можно прочитать по тегу “Музеи и Экскурсии“, а лично мои посты собраны по тегу “Гид по Крыму“
Спасибо за интересную статью. Но небольшая поправка, извините, в стойлах стоят коровы, а лошади – в денниках.
Спасибо, что поправили) Я не очень разбираюсь в лошадях, буду теперь знать отличия