Опыт и ошибки раннего развития
Сразу же скажу, что термин “раннее развитие” мне категорически не нравится! Я бы предложила пользоваться термином Михаила Федотова “своевременное развитие”. Потому что я не стремилась научить детей раньше всех читать-писать и кататься на велосипеде. Я старалась сделать так, чтобы они полностью использовали потенциал, который в них заложен. “Развивать” для меня это не сажать за занятия и книжки, “развивать” – это следовать за ребенком и постоянно “подкидывать” ему материал для дальнейших открытий, для размышления и творчества. Именно поэтому я никогда не водила детей в такие модные сейчас школы раннего развития. Я убеждена, что нельзя три раза в неделю в определенное время заниматься определенными занятиями определенное количество минут. А если у меня Катя уже неделю увлечена только электричеством? Неужели ей сейчас пойдет впрок английский язык или будет интересно раскрашивать какую-то дурацкую бабочку? Сейчас ей надо рассказать про электроны, научить строить из конструктора по прилагаемой схеме и т.д. А вот через недельку Катя вполне может увлечься насекомыми, тогда и надо будет ей дать раскраску с бабочками. Тогда они уже не покажутся ей такими “дурацкими” ?
Но это все лирика. Теперь конкретные результаты из моего опыта. Подчеркиваю – все это результат моего личного опыта, я совершенно не претендую на истину. Ведь я всего лишь мама, а не ученый и не психолог.
Что для своевременного развития детей делать надо:
1. Надо начинать общаться с младенцем как можно раньше. С первых дней. Разговаривать, петь, показывать картинки, делать гимнастику. Пусть поскорее в его мозгу образуются новые связи. Оба мои ребенка обгоняли нормативы физического и умственного развития, принятые для их возраста.
2. Заниматься надо стараться не в какие-то специально выделенные часы, а все время – ненавязчиво, в процессе игры: идем – считаем ступеньки, едем – поем песенки, играем в Африку – глянули, где она на карте. Ребенку должно быть интересно.
Скажете, что это подходит только малышам? Но даже школьникам надо придумывать мотивацию, интересную им, а не маме или учителям. Таблица умножения гораздо быстрее выучится, если не зубрить, а играть в компьютерную игру, в которой надо стрелять правильными ответами в падающие с неба примеры. Например, казалось бы, нет скучнее занятия, чем обводить в прописях закорючки (это малышам хорошо, они хотя-бы картинки обводят). А дочка сама придумала, как себя в это время развлечь: она играет в школу. В ней занимаются два ученика – Дима и Оксанка. Оксанка все делает хорошо, а Дима ошибается. И я потом оценки должна ставить – отдельно Диме, отдельно Оксанке ? Ей так эта игра нравится, что она постоянно просит распечатать ей еще прописей ?
3. Надо создать вокруг ребенка творческую развивающую среду. Чтобы любое возникшее у малыша желание он мог сразу удовлетворить – рисовать, лепить, смотреть книжку, играть на ксилофоне. Мы же не знаем, что он сейчас хочет делать. И он сам еще не знает. Но вот попался на глаза нужный предмет и… эврика! Например, если бы сын использовал компьютер только для игр, не умел рисовать и не видел, как папа пишет программы, то ему никогда бы не пришла в голову мысль самому написать компьютерную игру. А теперь для него это не какие-то заоблачные планы, а просто еще одно умение, которое реально освоить (на его уровне, конечно) за неделю.
4. Надо побуждать ребенка делать выводы самостоятельно. Не спешить дать готовый ответ. А наводящими вопросами подтолкнуть его к тому, чтобы ребенок ответил на свой вопрос сам. Пусть растет генератором идей.
5. Надо поощрять любую самостоятельность, любую попытку что-то сделать: придумать, построить, сочинить, нарисовать. Чтобы не рос потребителем. Меня очень радует подход моих детей – не “мама купи”, а “давай мы сделаем такое же”.
6. Надо давать как можно больше новых впечатлений. Посещение музея, цирка, пикник на природе, поход в гости, туристическая поездка. Неделя, проведенная нами на море, дает скачок в развитии ощутимее, чем месяцы развивающих занятий дома.
7. Заниматься надо только тем, к чему у самой мамы лежит душа. Есть много методик раннего развития. И все они приносят хороший результат. Я для себя сделала вывод, что не обязательно брать какую-то одну – детей развивают ЛЮБЫЕ занятия с ними. Поэтому если на кого-то, как на меня, карточки Домана наводят смертельную скуку, то и ну их, эти карточки:)
Вот пример.Я сама очень люблю рукодельничать, стараюсь привить это моим детям, и у них это неплохо получается. Но я знаю одну мамочку, которая совершенно не умеет и не любит ничего делать руками. При этом ее дочка очень развитой ребенок: они с самого младенчества занимались языками, компьютером, много читали. И эта девочка очень любит рукоделие – всегда что-то мастерила, шила, клеила. Ей сейчас десять лет, она сама ходит в кружок и делает очень хорошие вещи. Хоть мама никогда с ней даже не лепила:) Общий высокий уровень развития ребенка дал высокий уровень в отдельной сфере без специальных занятий.
А теперь самое главное – что делать не надо было:
1. Не надо ВСЁ свое время посвящать ребенку. Со старшим я делала так: все хозяйственные и личные дела происходили, пока он спал. А как только открывал глаза, я была только в его распоряжении. Всегда готова играть, помочь, подстраховать. Это необходимо и полезно для малышей до года, ну, до двух. А позже в этом уже нет необходимости.
Думаю, именно из-за этого до сих пор мне приходится сына контролировать гораздо больше, чем я хотела бы. Я со своей опекой (хоть и с благими намерениями) не дала вовремя развиться самостоятельности. И теперь эту самостоятельность приходится развивать отдельно. С младшей я учла свой опыт – я с ней только, если я ей нужна. Даже специально стараюсь какие-то дела отложить на то время, когда мы с дочкой остаемся вместе – я сижу, занимаюсь своим, она тут же под боком, но занимается своим. Я ей всегда помогу, всегда подскажу. Но только если она сама попросит. И уже сейчас видна разница в воспитании.
С другой стороны, тут очень трудно отделить то, что заложено в характере от того, что дало воспитание. Витя первый ребенок в семье, центр нашей маленькой Вселенной. Он очень ласков, очень зависит от похвалы, очень нуждается в людях – до сих пор не может один находится в комнате, почитать с книжкой и то приходит к нам. Катя же сразу знала, что мама не принадлежит только ей. И сразу не была сильно зависима от других. Могла сама подолгу лежать в кроватке. И даже не любила, когда ее обнимают и тискают – отталкивалась ручонками. Я даже не представляла, что такое у младенцев бывает! Возможно, Катя от природы более самостоятельна, чем Витя, но кто же знает наверняка?
2. Не надо сильно увлекаться развитием. Как ни парадоксально это звучит:) Как только маленький Витя просыпался, я бежала к нему с разными интересными занятиями: а давай устроим кукольный театр, а давай рисовать отпечатками, а давай запускать воздушного змея. Я столько интересного узнавала сама, столько придумывала разных игр и занятий, мне самой так хотелось опробовать все, что я вычитала в интернете! И сыну это ужасно нравилось, он с удовольствием соглашался на все! В результате он стал ждать, а что же еще мама придумает? И отучился придумывать сам. Так я выработала в нем пассивность, с которой борюсь теперь.
Учтя этот опыт, дочке я не спешу предлагать свои игры и занятия. Я жду, когда она сама спросит или попросит. А еще лучше, сама придумает. Все идеи для игр держу наготове, но сама не навязываюсь. Иногда не вредно и предложить какое-то новое интересное занятие, но это должно быть иногда. Ребенок не должен быть зрителем на шоу, которое показывает мама.
3. Этот пункт не про развитие, а про общее воспитание. Внимательно отнеситесь к тому, какие первые впечатления получает ребенок! Они настолько глубоко врезаются в его память, что могут аукаться ему целые годы!
Например, первый встреченный Витей в жизни мальчик оказался драчуном. Маленький Витя доверчиво потянул к нему с улыбкой ручонку, как всегда тянулся к взрослым – маме, папе. И получил в ответ лопаткой. А так как мы гуляли в одно и то же время в одном дворе, то мы часто этого мальчика встречали. Больше никого не было, поэтому приходилось гулять вместе, постоянно останавливая попытки более старшего малыша (тому не было и двух, но он был нас на год старше) обидеть Витю. Такой уж у того был характер! В результате, Витя стал тянуть меня подальше со двора. И до пяти лет не любил играть с другими детьми совершенно. При том, что в садик ходил. Он уже детей не боялся. Просто занимался своим делом, полностью игнорируя их игры. Я даже волноваться стала, как он в общество впишется. А теперь все мы поражаемся, какой Витя общительный. Вокруг него целая компания мальчишек, у нас дома постоянно в гостях его друзья, он моментально вписывается в любой коллектив и никогда (тьфу-тьфу) у него еще не было серьезных конфликтов с другими людьми. То есть эта его “дикость” в дошкольные годы была вызвана первым негативным опытом дружбы. Ну что мне стоило ходить гулять в другой двор, чтобы не встречаться с этим драчуном! А мне тогда казалось, что надо, чтобы Витя учился общаться с детьми и умел постоять за себя. Очень неумно – я только затормозила его развитие.
Второй пример, казалось бы, совсем глупый – Кате еще не было и года, когда однажды прямо в ее руках лопнул воздушный шарик. Я сама была виновата, хотела нарисовать на нем мордочку и сильно надавила ручкой – вот он и лопнул. Катя испугалась, плакала. Ну, подумаешь, испугалась. Какая ерунда! Но потом она года два боялась воздушных шариков! Панически! Этот факт отравил нам лучшие моменты жизни. В цирк идти нельзя, там у входа шарики продают – Катя ни в какую заходить не хотела. На любом детском дне рождения, куда нас приглашали, обязательно висели эти ужасные шарики. И Катя забивалась в уголок, чтобы быть как можно дальше от них. Как я ни пыталась ее страх побороть – сказками и играми, уговорами и объяснениями, – все впустую. Годам к трем само собой прекратилось. Такая сильная фобия – и все из-за лопнувшего воздушного шарика!
Поэтому старайтесь в раннем детстве оградить малыша от любых травмирующих впечатлений.