Изучаем дождевого червя. Часть 2. Наблюдения в домашних условиях
Кстати, на основе этих экспериментов мы потом сделали исследовательский проект “Изучение дождевого червя в домашних условиях”, с которым Катя потом в 1 классе участвовала в конкурсе “Я исследователь” от Малой Академии Наук и заняла там 2 место.
Наблюдаем за дождевым червем |
Емкость с дождевыми червями |
1. Изучаем внешнее строение червя.
Иллюстрация из моего лэпбука “Дождевой червь” |
Червь может ползти как передом, так и задом |
Спинка у дождевого червя более темная |
Брюшко у дождевого червя более светлое |
Червь цепляется щетинками |
Щетинки червя шуршат по бумаге |
Дождевой червь на смоченном водой стекле |
2. Изучаем поведение дождевого червя.
Черви чувствуют прикосновение |
Дождевые черви чувствуют запах |
Какие еще бывают чувства? У нас, например, есть слух. А у червяка? Если постучать перед ним по поддону, то червяк отреагирует. Но если пощелкать пальцами прямо у него “над ухом”, то он ничего не заметит. Значит, стук по поддону червь не слышит, а просто чувствует его колебания. То есть слуха у него нет.
Дождевые черви различают свет и темноту |
Как червь роет ходы Иллюстрация из моего лэпбука “Дождевой червь” |
Предложенные нами червям размоченные хлебные крошки, измельченный и целый капустные листы остались нетронутыми |
Для опыта мы в контейнере с землей сделали слой песка. Вопрос: за сколько дней песок перемешается землею? |
Вот так проходило наше исследование дождевых червей. По его результатам мы с Катей сделали лэпбук о червях, в котором я собрала всю информацию о них. Получилось, что мы с ней осуществили полноценный научный проект, с которым она потом участвовала в городском и региональном этапе конкурса “Я исследователь”.
Самое интересное, что у нашего Вити как раз недавно была эта тема на уроках биологии – дождевых червей изучают в 8 классе. Так что Катя теперь к программе 8 класса готова!
Кроме того, мы с ней делали игрушку-марионетку червя Лоули. Забавное получилось продолжение темы червей ?
Другие исследовательские проекты, которые делали мои дети для конкурсов Малой академии наук тут:
Витя: “Исследование астероидов” (8 класс), “Сила воды” (7 класс), “Исследование конструктивных особенностей и технических характеристик космических кораблей и ракет-носителей” (6 класс), “Вкусовая карта языка” (4 класс)
Катя: “Изучение дождевого червя” (1 класс), “Интеллект хомяка” (2 класс), “Реконструкция моря мелового периода” (3 класс), “Караларский природный парк” (4 класс), “ГЛОНАСС” (4 класс), “Наблюдение метеорного потока Геминиды” (4 класс), “Каменная карта звездного неба” (8 класс)
А наши наблюдения за жизнью других животных можно посмотреть здесь:
Литература по теме:
http://zoologia.poznajvse.com/mnogokletochnye-zhivotnye/tip-kolchatye-chervi/dozhdevoy-cherv
http://biouroki.ru/material/animals/cherv.html
http://portaleco.ru/dozhdevye-chervi-i-pochvoobrazovanie/vlijanie-dozhdevyh-chervej-na-provetrivanie-i-drenazh-pochv.html
http://school.xvatit.com/index.php?title=Дождевой_червь
http://blgy.ru/biology7/earthworm
http://www.fadr.msu.ru/rin/crops/soil333.htm
http://www.vitawater.ru/terra/korm/worm01.shtml
http://poselenie39.ru/load/12-1-0-62
http://vermi-ferma.com.ua/gorbunov.php
http://animalregister.net/d/dozhdevyie-chervi.html
http://www.gardenia.ru/pages/4ervi_001.htm