Осенние прогулки: гуляем с куклой
Продолжаю серию рассказов о том, как можно разнообразить прогулки на свежем воздухе осенью. Предыдущие посты можно увидеть тут: Собираем природные материалы, Краски осени, Играем в лужах, Оживляем предметы.
Итак, погода хорошая, солнышко светит, но вот невезение – никто из друзей сегодня выйти не сможет? Не беда, возьмем на прогулку любимую куклу (или любую другую игрушку, которую любит малыш – зайчика, котенка, медвежонка, а может, и грузовик). Только в этот раз она не будет просто реквизитом, который чуть что сразу спихивается маме и о нем забывается. В этот раз кукла будет нашим партнером.
Как красиво в парке осенью! |
Предложите малышу самому провести всю прогулку для куклы. Теперь он тут старший. А вы будете говорить и действовать за куклу. Поменяйтесь на время прогулки с ребенком местами – и вы сами, и он получите много нового опыта.
Я периодически использую этот прием – и каждый раз удивляюсь результату. Катя очень ответственно относится к воспитанию куклы Светы (с этой немецкой куклой играла еще я – она была моей любимой дочкой, а теперь ее нянчит Катя. Вот тут есть фото меня маленькой со Светой). И я пользуюсь этим, чтобы в простую игру в дочки-матери привнести развивающий элемент. Кукла Света очень любопытная девочка. Копия Кати. Она задает те же вопросы, что и Катя, любит те же вещи, так же себя ведет. Я предлагаю Кате исходить из того, что Света ничего еще не знает о мире вокруг, и для нее надо провести занятие о природе. Рассказать, почему на дереве пожелтели листья? Что едят утки, плавающие в озере? Для чего на перилах моста в парке понавешено столько разнообразных замочков и замков? Куда течет эта речка? И т.д. и т.п. Все, что видит на прогулке Света, она тут же спрашивает. А Катя подробно и с видимым удовольствием ей объясняет. Кому ж не нравится роль самого взрослого и самого умного? ? Тут моя задача не выйти из роли и не вмешиваться в Катины дела. Ну и пусть она ответила неточно. Это не экзамен. Если что, то потом, при случае, можно будет еще раз провести занятия о том, в чем она “плавает”. Главное в этой игре дать возможность ребенку актуализовать имеющиеся у него знания. То есть вывести их из “спящего” состояния в состояние “бодрствования”. Ведь взрослые по себе знают – мало быть знакомым с какой-то информацией, важно вовремя ее вспомнить и применить. Поэтому чтобы знания не оставались мертвым грузом, их надо использовать. И лучший способ что-то самому до конца понять – это объяснить другому человеку. Или кукле ?
Кроме того, такая игра дает много информации о том, насколько правильно вы сами себя ведете с ребенком. Посмотрите не его манеру рассказывать, обращаться с куклой, учить ее – это ваше отражение. И иногда в этом отражении можно увидеть такое, от чего схватываешься за голову: “Неужели и я делаю так же?!” И тогда приходится срочно корректировать свое поведение.
Но не надо забывать, что прогулка – это прогулка. Поэтому никакого занудства ? Все должно происходить весело и интересно. Посмотрите, какая бойкая девочка наша Света – ей так нравится гулять!
Свете любопытно, кто живет в пруду? |
Передвигать замки на перилах моста – любимое Светино занятие еще с самого раннего детства ? |
Света присела на скамеечку отдохнуть и подкрепиться |
Ух ты, а что это я такое нашла? |
Какой аромат! Как называются эти цветы? Ой, а тут пчелы! Они меня не укусят? |
Как и все малыши, Света после прогулки крепко заснула, и всю обратную дорогу ее пришлось нести на руках |
А здесь можно посмотреть подборку разных игр на улице осенью.