Великие путешествия – занимаемся географией вместе с книгой
Наверное, лет с трех и по сей день Катя заслушивается аудиоэнциклопедиями Чевостика. А когда мы обнаружили, что еще и такие книги выпускают – стали скупать всю серию издательства МИФ. У нас уже есть “Увлекательная астрономия” (я рассказывала как мы делали опыты по ней вот ТУТ), есть “Увлекательная химия”, а теперь вот появились “Великие путешествия”. И как раз вовремя – Катя сейчас увлеклась географией и путешествиями. О том, как у нас это происходит, я расскажу отдельно, а сейчас хочу подробнее показать книжку – она стоит того!
Отправляемся в плаванье вместе с Чевостиком! |
Во-первых, как обычно, это диалог дяди Кузи и его маленького друга Чевостика. И рассказывают они о таких вещах, которые должен знать каждый ребенок: о путешествии Марко Поло, об открытии Америки и Антарктиды, об экспедициях Кука и Беринга и тому подобном.
Кое-что мы уже читали, кое-что знаем, ну а кое-что еще руки не дошли изучить. В любом случае, такие коротенькие рассказики очень хороши и для первого знакомства с каким-либо путешествием, и для беглого повторения уже пройденного. Катя всегда с большой радостью встречает знакомых героев: “Мама, мы же про Лазарева в той книжке читали!”
Во-вторых, в книге просто прекрасные иллюстрации. И особенное сокровище – это карты для каждого из путешествий! Они сделаны так, как я долго искала: просто, наглядно, без лишних подробностей и отягощающей информации. Просто путь кораблей. Это такая редкость в картах – ясность изложения! Похоже, что составители карт самые серьезные и педантичные в мире люди: им обязательно нужно втюхнуть на клочок бумаги размером с марку всю известную им информацию. Поэтому даже детские карты для трехлеток настолько пестрят деталями, что понять и запомнить их нереально((( Они больше походят на задания типа лабиринтов и головоломок, чем на попытку объяснить ребенку что где находится. Поэтому я была приятно удивлена, встретив в книжке наглядные и ясные рисунки. Это как раз то, что надо для книги о путешествиях. А уж всякие мелкие подробности при желании легко найти в подробном атласе.
Карты потрясающие – просто бери и плыви по ним ? |
Ну и в третьих, как и во всех книгах про Чевостика, в конце каждой главы ребенка ждет практическое задание. Это помогает сразу актуализировать информацию и сделать “якорек”, по которому потом будет легко вытащить всю цепочку фактов из памяти.
Например, вот мы прочитали об экспедиции Беринга и взялись делать задание о стеллеровой корове. А попутно столько о ней узнали и так она нам близка стала!
Представляете, туша длиной почти 8 метров и в обхвате 6 метров! Весит больше 4х тонн (это примерно два автомобиля). И при этом мирная донельзя: питается морской капустой, к людям дружелюбна и совсем их не боится, звуков почти не издает, только фыркает, и даже зубов у нее нет – вместо них две пластинки, которыми она перетирает водоросли. И от этих великанов почти ничего не осталось – только скелеты. Даже рисунков с ними нет – единственное нарисованное с натуры изображение вы видите на фото. Его нарисовал сам Стеллер, открывший это животное и описавший его в 1741 году во время экспедиции Беринга (я дорисовала размеры для наглядности). А через 27 лет уже убили последнюю корову. Даже имя этого человека известно, но не буду его писать, чтобы не было как с Геростратом. Как вообще можно убить такого исполина? Мы с Катей взяли мел и рулетку на улицу и нарисовали контур коровы по реальным размерам. Когда стоишь рядом с рисунком прямо мурашки по коже – как будто видишь зверя перед собой!
Мы отмеряли размеры контура стеллеровой коровы рулеткой, а потом Катя рисовала по ним зверя. |
Стеллерова корова в натуральную величину! |
Или вот предложенный после рассказа о преодолении Магелланом пролива его имени простенький прием со свечками. Зажгли свечки, посмотрели на них и представили как Магеллану такие вот огоньки от костров индейцев показались Огненной землей. Вот и все. Но думаю, у Кати надолго создастся ассоциация таинственного мерцания свечек во тьме с кругосветным плаванием отважного капитана.
Так в нашем исполнении выглядит Огненная земля ? |
Не обошлось без рисунков. Но в задании было не просто нарисовать Антарктиду, а представить себя художником экспедиции Петром Михайловым, от способностей которого зависит, как люди впервые увидят этот материк – ведь фото тогда еще не было и другие могли увидеть мир только глазами художника. Катя к заданию отнеслась серьезно: даже в Википедию заглядывала, чтобы точно передать внешний вид пингвинов и отразить на рисунке, кто высиживает яйцо – самка или самец ?
Катя рисует Антарктиду |
А еще вот занятия, которые мы делали уже не по заданиям, а просто так. В главе про стороны света мы снова повторяли способы определения их – это никогда не бывает лишним ? Вот тут у меня в посте целых 7 способов как найти, где север.
А в главе про компас мы с Катей вспоминали и снова повторили вот этот опыт по изготовлению компаса из намагниченной иголки. Оказывается, она его почти забыла((( Ну вот что с этими детьми делать – все им как в первый раз?! ?
Исторические компасы разных стран |
Наш самодельный компас |
Теперь вы можете представить, как для ребенка, бредящего путешествиями и открытиями, нужна была эта энциклопедия ? Всегда удивляюсь, как без плана, без графика занятий все вдруг сгущается вокруг определенной темы, и любая книжка, любой фильм или мультик только углубляют ее.
Вот ссылочка на энциклопедию в Лабиринте: Е.Качур “Великие путешествия”