Опыты и эксперименты с жидкостями: волшебное зелье и слоистый коктейль
Что нужно, чтобы сотворить какое-нибудь простенькое волшебство? Например, превратить невзрачную лягушку в прекрасную царевну? Совсем немного: знать волшебные слова и иметь волшебное зелье.
Вот приготовлением зелья мы с детьми сегодня и займемся!
Материалы и оборудование:
- прозрачные емкости (лучше всего подойдут стеклянные пробирки, рюмки, стаканы, на которых отсутствует узор);
- оборудование для переливания жидкостей (различные пипетки, шприцы, резиновые груши);
- красители (можно использовать обычную акварель или пищевые красители);
- растительное масло;
- сахар.
Опыт 1. Получение разноцветных жидкостей
Теория
Процесс проникновения молекул одной жидкости между молекулами другой называется диффузия. Именно благодаря диффузии возможно смешивание окрашенных в различные цвета жидкостей до однородного состояния. Восприятие цвета получившейся жидкости зависит от особенности зрения человека и от технических способов цветовоспроизведения (т.е. получаем ли мы цвета с помощью полиграфической печати, на экране монитора или смешивая краски). В любой из этих моделей есть несколько основных “чистых” цветов, комбинацией которых получаются все остальные. У художников за основные цвета приняты желтый, синий, красный, белый и черный. Все остальные цвета получаются при смешении основных цветов в различных составах и пропорциях. Зеленый – смешение желтого и синего, фиолетовый – красного и синего и т.п.
Ход эксперимента:
Возьмите емкость и налейте туда чистой воды. После этого добавьте в воду капельку краски. Понаблюдайте с ребенком, как постепенно краска распространяется по всей емкости и равномерно окрашивает воду. Сделайте таким образом несколько сосудов с жидкостями разных цветов (желтого, синего, красного, белого, черного и т.д.). Обратите внимание ребенка, что краска скорее заполнит весь сосуд, если воду в нем перемешивать.
Ингредиенты для волшебного зелья готовы. Теперь пришло время заняться самим приготовлением зелья. Для этого в новом сосуде будем смешивать разноцветные жидкости. Покажите ребенку несколько разных способов как можно в одну жидкость добавлять другую. Это можно делать простым переливанием, можно воспользоваться ложкой, пипеткой с резиновым наконечником, стеклянной пипеткой, резиновой грушей, шприцем и т.д.
Пусть ребенок поэкспериментирует, используя разные способы и смешивая разные цвета. Не забывайте после каждого опыта тщательно мыть сосуд для зелья, чтобы в смеси не добавлялись посторонние оттенки.
Попросите малыша придумать сказочное применение для каждого получившегося варианта. Может, если дать злой мачехе выпить серо-буро-малиновый напиток, то она превратиться в ежа? А если сбрызнуть полянку голубовато-сиреневой жидкостью, то она зацветет фиалками?
Опыт 2. Несмешиваемые жидкости.
Теория
Разные жидкости имеют разную плотность и, соответственно, разный удельный вес. Тяжелые жидкости (например, сахарный сироп) “тонут” в более легких (таких, как вода). А еще более легкие жидкости (растительное масло) будут всегда оставаться на поверхности. Кроме того, растительное масло нерастворимо в воде. Поэтому граница между ним и водой всегда будет резкой. Сахарный же сироп в воде растворим, поэтому граница этих двух жидкостей размыта.
Разные жидкости имеют разную плотность и, соответственно, разный удельный вес. Тяжелые жидкости (например, сахарный сироп) “тонут” в более легких (таких, как вода). А еще более легкие жидкости (растительное масло) будут всегда оставаться на поверхности. Кроме того, растительное масло нерастворимо в воде. Поэтому граница между ним и водой всегда будет резкой. Сахарный же сироп в воде растворим, поэтому граница этих двух жидкостей размыта.
Ход эксперимента.
А теперь мы попробуем сделать не смесь жидкостей, а слоистый коктейль из них.
Приготовьте в одном из сосудов сахарный сироп (в 50 г горячей воды растворите 6-7 чайных ложек сахарного песка). Добавьте в сироп краситель и перемешайте до однородного состояния. Налейте в новый сосуд на треть получившийся сироп, а потом осторожно, стараясь не взбалтывать, добавьте туда столько же подкрашенной воды, приготовленной в предыдущем опыте. Обратите внимание малыша, что жидкости полностью не перемешались. Внизу остался чистый цвет, который был у сиропа, вверху – чистый цвет, который был у воды. А вот на границе этих двух жидкостей получился плавный переход одного цвета в другой. Наше зелье стало выглядеть по-настоящему волшебно.
Возьмите теперь новую чистую емкость и налейте в нее сначала на 1/3 подкрашенной воды. А сверху осторожно долейте столько же растительного масла. Что произошло? Эти жидкости тоже не перемешались, но граница у них не размыта, а видна совершенно четко.
А чтобы получить вот такие красивые пузырьки надо в масло пипеткой капать капельки воды. Попробуйте перемешать перемешать масло и воду ложкой, что произойдет?
Поэкспериментируйте вместе с ребенком, что будет происходить с жидкостями, если менять порядок смешивания сиропа, воды и масла?
Вот какое волшебное зелье может получиться после смешивания “таинственных” ингредиентов. Осталось только найти, кого этим зельем будем заколдовывать ?
Еще опыты и эксперименты по химии для детей в моем блоге:
- Химические опыты для детей – большая подборка простых опытов и экспериментов для детей
- Цветные опыты по химии (получаем всевозможные разноцветные жидкости в результате химических реакций)
- Как сделать цветной огонь? (химические опыты с окрашиванием пламени)
- Опыты с огнем для детей (химический фитиль, фейерверк и фараонова змея)
- Опыты с молоком
- Опыты с огнем – зажигаем бумагу с помощью лупы и несгораемая купюра.
- Проявляющаяся валентинка
- Выращивание кристаллов: Снежинки мастер-класс
- ТОП-10 невидимых чернил
- Цветные опыты с капустой
А другие простые и наглядные опыты можно увидеть на страничке моего блога “Клуб почемучек и опыты для детей”