История игральных карт
История карт
Те карты, к которым мы привыкли с детства, пришли к нам в начале 17 века через Польшу и Германию из Франции. “Русская колода” в 36 карт – это урезанная (т.е. начинающаяся с шестерок) 54-ти карточная “французская колода”.
Примерно в 15-16 веках французская колода полностью сложилась в привычном нам виде и с тех пор практически не видоизменялась. Изменения последнего времени – это появление в 1830 году симметричного относительно верха-низа рисунка (раньше карточные фигуры рисовались в полный рост), появление скругленных углов, появление маленьких рисунков-индексов в уголках карты (в 1864 году в Америке их запатентовал некто Салади).
1658 год, Гинея, Франция. Современный репринт колоды с добавлением индексов и скруглением углов карт |
Во Францию же карты в середине 15 века попали из Италии, где была собственная карточная колода с непривычными для нас мастями (о мастях см. ниже), немного различающаяся от региона к региону (62 карт из Болоньи, 78 в Венеции, 98 во Флоренции). Особенностью таких карт был 21 козырь – “Старшие Арканы”. Видимо так появилась карты Таро, которые были игральными вплоть до 18-го века, а лишь потом их стали использовать оккультисты).
Итальянские карты относятся к так называем “латинским” (испанским, португальским) – это и есть первые европейские карты, завезенные на Апеннины в конце 14 века крестоносцами из стран Востока.
Первое письменное упоминание об игральных картах в Европе – указ 1367 года, запрещающий карточную игру в городе Берн. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Та колода отличалась от современной – в ней было всего 32 карты (не было дам).
Дальнейшая история карт теряется в веках. Есть несколько версий их происхождения.
Одна из них – заимствование карточной игры из Персии через Индию. Именно в персидских источниках есть самое раннее упоминание этой игры. В “Летописях Египта и Сирии” есть упоминание о том, что знать при дворе играла в игру “Kanjifah”, используя карты 8-ми мастей по 12 карт. Но под влиянием мусульман уже в середине 17 века эта игра была забыта.
В Индии же карты прижились, местная колода называлась ганджифа. Это слово впервые упоминается в 1527 в дневнике императора Бабура (Babur), где он пишет, что послал колоду своему другу.
На индийских круглых игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Считается, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало мастям “латинской колоды”.
Карты ганджифа до сих пор изготовляются в области Раджистан (Индия) |
Другая распространенная версия – тюркская. В 12-13 веках египетские мамелюки играли колодой из 52 карт с достоинствами от 1 до 10, в которой были четыре масти (мечи, клюшки, чаши и монеты), “малик” (эмир – король) и два его помощника – “наиб малик” и “тани наиб”. Это очень напоминает “латинскую колоду”, в ней тоже первоначально отсутствовали дамы, а были короли, валеты и кавалеры. Только клюшки стали в Европе церемониальными жезлами (или дубинками). А слово “наиб”, “помощник”, стало названием карточной игры.
В 1939 году Л.А Майер в стамбульском музее Topkapi обнаружил неполную колоду карт мамлюков.
Карты мамлюков. Десятка кубков, тройка кубков, первый советник кубков, второй советник кубков. |
Есть версия, которая мне кажется просто-напросто попыткой мистификации, что карты пришли к нам из Египта. Ее впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла. Якобы египетские карты – это 78 золотых табличек, на которых жрецы записали все свое знание. 56 из них – “Младшие Арканы” – стали обычными игральными картами, и с 22 “Старшими Арканами” они составили колоду Таро, используемую для гаданий. Но никаких археологических подтверждений этой версии ученые не нашли.
Еще одна версия, которая тоже не вызывает лично у меня доверия, что карточная игра проявилась в 12 веке в Китае. Но хотя там и рисовали бумажные картинки с различными изображениями цветов и птиц, несколько напоминающие карты, но правила игры в них похожи, скорее, на домино.
Китайские “денежные” карты |
Рисунок карт
Самый распространенный в России дизайн игральных карт – традиционные “Атласные карты”, – был создан еще в середине 19 века академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем. С тех пор рисунок не поменялся, не считая того, что с карты червового валета и бубнового туза было убрано изображение герба Российской империи.
Но Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. При разработке рисунков он опирался на традицию “северо-немецкой картинки”, которая происходила из древней народной французской карточной колоды.
1875 год. Атласные карты, выполненные по эскизу А.Шарлеманя |
Англо-американский шаблон игральных карт, распространенный теперь по всему миру, развился из руанского (разновидность французского) шаблона.
Англо-американский шаблон |
Карты “Парижского шаблона” были созданы в середине 17-го века на основе карт художника Гектора де Труа. В наше время изображение парижского шаблона чаще всего встречается на игральных картах для преферанса (колода из 32 карт) французского производства.
Карты парижского шаблона образца 1895 года |
Во французских картах, в отличие от наших, где “картинки” – просто абстрактные короли и королевы, каждой карте приписан свой прототип:
король червей – Карл Великий
король пик – Царь Давид
король бубен – Юлий Цезарь
король треф – Александр Македонский
дама червей – Юдифь (более ранние изображения – Елена Троянская или Дидона-основательница Карфагена)
дама пик – Афина Паллада ( в других вариантах Минерва или Жанна д’Арк)
дама бубен – Рахиль (Библейский персонаж. Олицетворяет жадность и сребролюбие)
дама треф – Аргина (анаграмма слова “королева” – “regina”. Именем Аргина вскоре стали называть любовниц французских королей). Интересно, что эта карта чаще всего меняла прототипа: на ней изображали добродетельную Лукреция, символ обаяния Филону, Гекубу).
валет червей – Этьен де Виньоль (по прозвищу Ла Гир – “Ярость”). Советник Жанны д’Арк , ставший героем народного фольклора.
валет пик – Ожье (Огиер) Датчанин. Двоюродный брат Карла Великого, национальный герой Дании
валет бубен – Гектор (но не троянский царевич, а Гектор де Марэ, рыцарь Круглого Стола и брат Ланселота)
валет треф – Ланселот. Рыцарь Круглого стола.
На этих картах французской “колоды на ногах” (1648 год) изображения подписаны их именами. |
Традиция пышно украшать пиковый туз пошла от того, что во времена правления короля Якова I Английского (1566-1625) был издан указ, согласно которому на тузе пик (поскольку эта карта первая в колоде) необходимо было печатать сведения о производителе и его логотип. На этот же туз ставили особую печать, свидетельствующую о выплате особого налога на карты.
Карточные масти
Привычные нам масти карт – пики, трефы, бубны, черви, – тоже имеют свою историю. Они были придуманы во Франции и вместе с “французской колодой” получили теперь всемирное распространение, практически вытеснив два других основных типа игральных карт – “итальянскую и “немецкую” колоды.
Масти первоначально символизировали атрибуты рыцаря – копье (пики), меч (трефы), щит (черви) и герб (бубны).
Эти масти – результат трансформации старинных мастей “итальянской колоды” – “мечей”, “кубков” (чаш), “пентаклей” (монет, динариев, дисков) и “жезлов” (дубинок, палиц). Похоже, как и в Индии, они символизировали сословия: дворянство, духовенство, торговцев и стоящую над ними королевскую власть.
Во французском варианте “мечи” превратились в “пики”, “кубки” – в “черви”, “пентакли” – в “бубны”, а “жезлы” – в “кресты”, или “трефы” (“трефы” по-французски означает “лист клевера” или “трилистник”).
В разных странах названия мастей сейчас звучат по-разному.
Во Франции они дословно переводятся так: пики (копья), трилистники, сердца, плитки (мостовой).
В Италии – пики (копья), цветы, сердца, квадраты.
В Испании сохранились первоначальные названия -мечи, дубинки, чаши (кубки), монеты.
В Германии и Англии – лопаты, дубинки, сердца, бриллианты.
Кроме того, на немецких картах (южные и восточные регионы Германии) и сейчас можно встретить старинные обозначения: желуди, бубенцы, листья, сердца. Они также употребляются в Австрии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Словении. Хорватии, Венгрии и Румынии.
В Швейцарии есть и свой национальный вариант мастей – цветы (розы), бубенцы, щиты (гербы) и жёлуди.
В России название карточной масти “черви” произошло, видимо, от французское “кёр” – сердце, или от слова “червонный” т.е. “красный”, тоже ассоциирующегося с сердцем.
Традиционная колода. Испания, 1590 год |
Традиционная колода. Италия |
Традиционная колода. Германия |
Традиционная колода. Швейцария |
Интересно, что валет (от французского valet – слуга, лакей), ассоциируется с авантюристом, храбрым, но плутоватым искателем приключений.
В некоторых вариантах карточных колод (например, в старинных “испанской”, “швейцарской”, “немецкой” колоде) дам нет, но кроме короля присутствуют еще два мужских персонажа – унтер (младший валет) и обер (старший валет).
Карточные королевы впервые появились в Италии, откуда и были заимствованы французами.
Карта современного распространения национальных колод:
Взято отсюда: http://cardistry.su/blog/cards/334.html |
Здесь синим отмечены французские масти, зелёным -немецкие, розовым- швейцарские, жёлтым- итало-испанские, в полоску – территория распространения французских и немецких мастей, красным – североитальянский вариант итало-испанских мастей.
Еще рассказы об истории людей и вещей можно посмотреть тут: “История алфавита“, “Как люди научились печь хлеб“, “История одежды“, “Где находится Край Света“, “Откуда появился человек, когда людей еще не было”, Солнечные часы, “Игры в историю – Инструменты для письма“.
Источники :
//ru.wikipedia.org/wiki/Игральные_карты
http://cardistry.su
http://vsyako-razno.ru/20595-igralnye-karty.html
http://daksnike.narod.ru/Inter/i7.htm
https://www.liveinternet.ru/community/3860098/post165824125/
http://fishki.net/comment.php?id=117057#/
http://rgpjournal.ru/users/Ascension/
http://www.pokeroff.ru/MaxoshBull/kartochnaja-istorija-v-kartinkah-post-2883348