| | |

Игры на развитие логики, внимания и памяти

Если мы хотим, чтобы обучение ребенка было успешным, надо уделять внимание тренировке внимания и памяти. Наверное все замечали, какая цепкая у малышей память – запоминают все с ходу, знают наизусть все книжки, которые им читали и помнят такие удивительные подробности, на которые мы, взрослые, и внимания не обратили. Чтобы эта способность с возрастом не угасла, а только развивалась, нужно ее постоянно подпитывать. Для этого  мы с детьми периодически играли в игры на развитие внимания и памяти. Кроме того, эти игры отличный способ скоротать время в ожидании, в поездке, да и просто повод повеселиться всем вместе.
Вот материал, который я насобирала из разных источников и который использовала и использую в играх с детьми.

Игры на развитие внимания и памяти от 1 года:

С самого раннего возраста (еще до года) мы начали играть в такие простые игры как:
Прятки
Берется несколько мелких предметов (начинать надо с трех штук, по мере освоения увеличивая их количество) и выкладываются в ряд. Потом ребенка просят закрыть глаза, а мама в это время забирает какой-то из предметов. Ребенку надо будет отгадать, кто спрятался. Совсем маленькому ребенку надо сначала показать игру в действии – спрятать кого-то, а потом самому и показать “Вот кто спрятался – котик спрятался!”.

Наперстки
Игра повторяет известное мошенничество. Играть надо на гладкой поверхности – столе или полу. Берется три непрозрачных стакана, ставятся вверх дном в ряд. Под один из них прячется какой-либо мелкий предмет. После этого стаканы в произвольном порядке передвигают, меняя местами и приговаривают “Кручу, верчу, запутать хочу!”. Ребенок должен проследить, куда передвинулся стакан с фигуркой и показать на него.
(Если ребенок совсем маленький, до года, играть надо попробовать сначала с прозрачными стаканами, и не передвигать их, просто прятать игрушку. Когда малыш поймет принцип игры, можно начать стаканы перемешивать, а только потом переходить к непрозрачным стаканам).

Игры для детей от 2х – 3х лет и до старости:)

Прятки-2
Это усложненный вариант пряток. Ребенок закрывает глаза, а мама меняет местами какие-либо предметы в ряду. После чего ребенок должен сказать, что же изменилось. Начинать надо с перемены места одной фигурки, и усложнять по мере освоения.

Принеси мне…
Игра, кроме тренировки памяти и внимания, имеет еще один положительный эффект – в нее можно играть, когда мама занята (варит обед, работает на компьютере). Просим ребенка что-то сделать, например: “Принеси мне из твоей комнаты большого мишку и желтый мячик”. Ребенок должен пойти, разыскать нужные предметы и принести их. Количество предметов со временем можно увеличивать.

Кисонька, лапонька 
Один из игроков поворачивает ладони вверх, второй кладет на них свои. Первый слегка их поглаживает и повторяет несколько раз: “Кисонька, лапонька”. Потом неожиданно перестает гладить и хлопает по рукам второго игрока со словами: “Брысь под лавку!”
Если второй игрок не успел вовремя среагировать и отдернуть руки, и по его ладошкам шлепнули, то игроки меняются ролями.

Зайцы-пальцы
Вытяните руку, развернув ее ладонью вверх. Пусть малыш поставит на нее указательные пальцы и “прыгает” ими под слова: “По полям скакали зайцы и кричали “Прячьте пальцы!”. На последнем слове сжимайте ладонь, стараясь поймать пальчик.

Мемори
Всем известная игра, она часто встречается в электронном виде, но ее просто сделать и своими руками (разные варианты “мемори” у меня здесь и здесь).
Нужны карточки с одинаковыми изображениями. Для начала 3 пары (т.е. 6 штук), потом карточки можно добавлять чуть ли не до бесконечности. У нас их сейчас 15 пар.
Карточки выкладываются в два ряда изнаночной стороной наверх. После этого по одной показывают карточку и снова кладут на место изнанкой наверх. Если такая карточка уже встречалась, то надо вспомнить, где она лежала, и “открыть” ее – повернуть лицом вверх как и ее пару. Игра идет до тех пор, пока не откроются все карточки.

Лото
Лото прекрасно тренирует внимание. Видов этой игры тоже очень много и ее нетрудно сделать своими руками (посмотреть можно здесь и здесь).
Начинать надо с совсем простого варианта – картинок по 6 на карточке. А потом, со временем, можно играть и во взрослое лото – бочоночками с цифрами.

Игры серии “найди отличия”, “найди пару”(как вариант – “I spy”)
Сейчас много таких компьютерных игр, в том числе и для совсем малышей. Но на бумаге играть все-таки лучше. Задания на эту тему часто печатаются в детских журналах и книжках на развитие логики и внимания. Но их легко делать и самим на компьютере – создаешь копию картинки и в ней “стерочкой” вытираешь какие-нибудь подробности. Потом обе картинки распечатываются и даются малышу для сравнения.

Игры серии “пройди лабиринт”, “соедини по точкам”, “раскрась по цифрам”, “чья тень” и т.п.
Эти задания можно встретить в любых развивающих пособиях, на детских сайтах, в детских журналах. А можно рисовать самим (как я делала для развивающей недельки “Моряк” или для игр на тему Древней Греции).

Игры с книгой
Для этой игры хорошо подходят подробно проиллюстрированные книжки. Открывается любая страница, малышу дается время разглядеть ее, а потом книгу закрывают и спрашивают какие-либо вопросы по картинке: “Сколько на поле коровок?”, “Какого цвета рубашка у зайчика?”, “Есть ли на картинке ежик?”.
Эта игра до сих пор нам с Катей дается труднее всего ?

Сундук моей бабушки
Начинаем так: “В сундуке моей бабушки я нашла…” и добавляется любое слово, например, “куклу”. Второй игрок должен повторить все это и добавить свое слово “В сундуке моей бабушки я нашла куклу и…пирожок” . И так далее, выстраивая длинную цепочку. Кто первый забудет нужное слово или перепутает их порядок – проиграл. Для взрослых вариант посложнее – добавлять не слово, а целое предложение, например “В сундуке моей бабушки я нашла синий шерстяной свитер с большими карманами”.
На этом примере можно обучать детей постарше навыкам запоминания – чтобы запомнить все эти разрозненные слова, лучше всего строить из них  ассоциативные цепочки.

Вам барыня прислала…
Заранее выбирается какие-либо  два “запрещенных” цвета. Например, мы выбрали белый и синий. Ведущий говорит: “Вам барыня прислала сто копеек, сто рублей. Что хотите, то купите, да и нет не говорите, синий с белым не берите. Вы поедете на бал?”. Второй игрок должен отвечать на разнообразные вопросы ведущего, избегая произносить “запрещенные слова”. Примеры вопросов: “На бал поедешь в катере?”, “Платье у тебя будет белое?” и т.п. Кто зазевался и сказал “да” или “нет” или назвал запрещенные цвета, тот проиграл.

Разнообразные головоломки.
Видов головоломок существует огромное множество. На все вкусы и возраста. Многие из них можно сделать своими руками. Например, спичечные головоломки, кубики-трансформеры, шнурковые головоломки, танграм

Корректор
Для этой игры хорошо подойдут старые газеты. Ребенок должен находить в выбранном тексте и вычеркивать какую-нибудь букву. Со временем игру можно усложнить: например, зачеркивать букву В, в кружок обводить букву С.

Таблицы Шульте.
Эта таблица представляет собой квадрат, в котором вперемешку написаны буквы или цифры. Надо найти все их по-порядку. Это упражнение развивает устойчивое внимание.

Такую игру можно сделать не только на бумаге, но и, например, на воздушно-пузырьковой пленке. Так, как у меня здесь:

Съедобное – несъедобное 
Ведущий бросает мяч игроку, одновременно произнося любое слово. Игрок должен поймать мяч, если ведущий произнес “съедобное” слово, и отбросить мяч, если ведущий произнес “несъедобное” слово.

Птичка в клетке
На листе нарисован квадрат 3х3 клетки (потом размеры можно увеличивать), в центре птичка. Мама говорит: “вверх-вниз-вправо-влево”, малыш мысленно перемещают птичку и хлопает в ладоши, если она вылетела за границы квадрата.

Детские карточные игры
Игры с картами очень разнообразны – тут и сортировки карт по разным признакам, и отработка понятия “больше-меньше”, и игры на внимание, и во многих играх нужно запоминать карты, которые уже вышли, – а это тренировка памяти.
Примеры простых карточных игр и пасьянсов я приводила тут.

Вот такой длинный получился перечень:)
Я писала и об играх на развитие других качеств, например, здесь можно посмотреть, в какие игры по развитию речи мы играли: “Упражнения для языка“,  “Развивающие игры и задания по картинке”  и “Игры по дороге в детский сад“. А тут я описывала наши игры на развитие мелкой моторикиразвивающие игры с бытовыми предметами, игры с рисованием проекций, плана и картыдыхательные игры и упражнения при бронхите и составляла списки: во что можно поиграть с детьми на улице летом и игры на улице осенью